Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ставит перед образовательными учреждениями ряд требований обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Образовательный процесс в школе должен отвечать потребностям и интересам государства, общества и каждого школьника в частности и должен быть организован таким образом, чтобы выявить интересы ученика и развивать его творческую активность. Достижение данной задачи становиться возможным путем интеграции междисциплинарных связей с применением современных IT-технологий.
Учитывая, что старшие школьники стремятся к самовыражению и стремлению к освоению современных информационных технологий, не вызывает сомнения необходимость освоения школьниками программ, предназначенных для создания и обработки видео.
Курс «Видеотехнологии» как раз и направлен на формирование, практически всех характеристик выпускника, перечисленных во ФГОС.
Изучение курса "Видеотехнологии" в средней школе направлено на достижение широкого спектра целей:
- развить мышление и воображение;
- освоить технологические методы создания видео с помощью цифровой видеокамеры и компьютера, и сформировать практические умения по применению информационных технологий для создания фильмов;
- подготовить школьника к осознанному выбору пути получения профессионального образования, сформировать готовность к продолжению обучения в системе профессионального образования; трудоустройству; к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда;
- воспитать инициативность и творческий подход к трудовой деятельности; способности к самостоятельному решению практических задач; критическое отношение к результатам своего труда;
- привить трудовую и технологическую дисциплину, ответственное отношение к процессу и результатам труда;
- сформировать готовность применения полученных политехнических и специальных технологических знаний в иных направлениях деятельности в соответствии с изменившимися нуждами и потребностями граждан общества.
Кроме этого, умение создавать видео ролики на сегодняшний день является очень востребованным навыком в различных сферах деятельности: и в образовании, рекламе, дизайне, в бизнесе и т.д.
Очень популярной сегодня стала профессия видеоблогер. Выбирая для себя такую работу, человеку приходится становиться одновременно профессиональным оператором, ведущим телепрограмм, звукорежиссером, сценаристом. Иногда контент создается группой мастеров, но в большинстве случаев большая часть работы достается одному автору.
Сегодня в сети Интернет можно найти множество различных видеороликов по разным темам, и в связи с этим, зритель стал чрезвычайно требовательным, независимо от того, смотрит он блог о путешествиях, юморе, музыке или других вещах, поэтому важно научиться создавать очень хорошее видео, чтобы быть конкурентоспособным в этом деле.
Освоение содержания курса «Видеотоехнологии» основывается на включении учащихся в разнообразные виды информационно-технологической деятельности, имеющих практическую направленность.
В процессе освоения курса реализуется возможность интегративной и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств создания фильмов.
Творческий характер заданий для самостоятельной работы даёт возможность познавательного, интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического развития учащихся.
Выбор тем для видеороликов основывается на анализе индивидуальных потребностей каждого учащегося или потребностей общества.
Создание видео - это сложный процесс, состоящий из трех этапов: препродакшн, продакшн и постпродакшн.
На первом этапе происходит подготовка к созданию фильма:
- определяется цель создания фильма и аудитория;
- определяется тема фильма;
- сбор информации по теме;
- придумывается идея фильма и пишется сюжет;
- по готовому сюжету пишется сценарий фильма, в котором описывается каждый съемочный план, его крупность, длительность, прописываются диалоги и закадровый голос;
- рисуется раскадровка;
- подбираются актеры;
- выбираются и подготавливаются локации для съемки;
- составляется график съемок.
На втором этапе происходит установка осветительного оборудования и непосредственно съемка видеоматериала. Здесь нужны знания в области операторского искусства и навыки съемки.
На третьем этапе производится монтаж фильма с помощью компьютера и специального программного обеспечения. Для этого необходимы умения работы и в видео редакторах и графических редакторах, программах конвертации файлов, навыки работы со звуком. Если необходимо, то производится озвучивание фильма, подбирается музыкальное сопровождение, создаются заставки и титры, цветокоррекция, сведение звука, предварительный рендеринг фильма. Если автора видео удовлетворяет результат, то выполняется полный рендеринг всего фильма, сжатие фильма в необходимый формат.
Заключительным этапом является презентация фильма зрителям.
В процессе освоения курса «Видеотехноглогии» могут быть достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении Видеотехнологий являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
- овладение навыками компьютерного моделирования и критичной оценки получаемых моделей; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области компьютерного моделирования и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах и социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основными предметными результатами, формируемыми при освоении курса «Видеотехнологии» являются:
- формирование представления об основных этапах создания фильма;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений компьютерного нелинейного монтажа; формирование знаний о композиции кадра, о планах съемки, об устройстве камеры, о режимах съемки, о способах наложения звука;
- формирование представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;
- формирование навыков и умений связанных с организацией съемок, съемкой видеоряда, монтажа и выпуска фильма.
По мере освоения курса и в процессе создания собственных видео ученики познакомятся:
- с этапами создания фильма;
- с особенностями съемки, основными правилами;
- с различными планами съемки и правилами их монтажа;
- с видами монтажа;
- с преимуществами современных технологий создания видеофильмов;
- с существующими видео форматами и способами архивирования видеофайлов;
- с правила работы с цифровой видеокамерой, ее настройками;
- с профессиями, в которых применяются знания и умения создавать видеоролики;
и научатся:
- составлять сценарий фильма;
- обосновывать выбор темы фильма;
- работать с цифровой видеокамерой;
- работать в программах нелинейного видео монтажа
- снимать и монтировать фильмы;
- применять современные методы информационных технологий при создании фильма;
- планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
- анализировать полученный результат;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения.