Семья и школа – два важнейших института воспитания ребёнка. Организация проектной деятельности (реализация исследовательских и социальны проектов) в МБОУ «СОШ № 7» города Нефтеюганска - основная форма внеурочной работы младших школьников. Основой её организации стала совместная деятельность детей и родителей или учащихся и учителя.
В связи с большой загруженностью образовательной организации в течение учебного дня (работа в 2 смены) внеурочные занятия вынесены на субботу.
Причем это расписание занятий не в одном классе, а расписание мастерских, которые могут стать интересными ребятам и родителям из разных классных коллективов.
Таблица 1
Ура!!! Суббота!!!
Кабинеты |
Название мастерской |
Руководитель |
Чем будем заниматься |
101 |
Видеосалон |
//-// |
Просмотр и обсуждение фильма |
Спортивный зал или спортплощадка |
Игры нашего двора |
//-// |
Обучение играм, в которые играли родители в свои детские годы |
102 |
Мисс |
//-// |
Плетение косичек (виды школьных причесок) |
103 |
Мистер |
//-// |
Квест для мальчишек и пап |
Фойе 2 этажа |
Шахматный турнир |
//-// |
Игра в шахматы, шашки |
104 |
Родной край |
//-// |
Просмотр видеосюжетов, изучение и изготовление поделок |
105 |
Лейся, Песня! |
//-// |
Разучивание и исполнение песен |
И др. |
|
|
|
Все мастер-классы заказывают дети, предлагают родители или педагоги.
При этом мастер-классы могут быть и длительными по своей продолжительности и повторяться каждую субботу.
Например, форум «Наши семейные ценности», проект «Топиарий» (подготовка мини-проектов «Дерево счастья», где каждая семья стачала изготавливает. А затем представляет своё понимание семейных ценностей).
Ребёнок во время изготовления не только учится выполнять изделие, но и узнаёт свою семью, осознаёт свою сопричастность, делает собственные открытия, чем знамениты его предки. В этот момент происходит первое желание стать не хуже, оставить после себя что-то полезное, желание работать над собой.
Примерами совместной деятельности могут быть следующие действа: общешкольный проект детей и родителей «Музей мира» (создание музея всех представленных в образовательной организации этносов с целью знакомства с культурными традициями, с именами великих людей разных народов, их достижениями и открытиями, достопримечательностями страны); проект «Дом без одиночества» (оказание посильной помощи старикам, одиноким людям).
Как правило, дети в начальных классах не осознают последовательности внутренних происходящих действий, но у учащихся возникают чётко оформленные мотивы к деятельностному времяпровождению.
Вся внеурочная деятельность построена как единая площадка, на которой не только организовано свободное время детей, но и происходит изучение традиций, обычаев, исторических основ развития нашей страны, страны, в которой мы живем.
Укрепляются семейные связи.
Все результаты с занятий внеурочной деятельности (фото, видеоматериалы выступлений, проекты, творческие работы составляют экспозицию Школьного музея «Мы – россияне»).
Школьный Музей сразу обозначается как один из воспитательных центров открытого образовательного пространства, причем он доступен для ежедневного просмотра, так как составляет оформленную экспозицию в рекреации образовательной организации.
В реализацию программы внеурочной деятельности включены учащиеся их родители (законные представители), классные руководители, учителя музыки, технологии, ИЗО, педагоги дополнительного образования, администрация.
Программа имеет интегрированный характер, состоит из 4 модулей, которые имеет свои цели, содержание, технологии, систему оценивания, систему отношений и свои результаты. Модули сформированы в зависимости от различных интересов и ориентируют детей на свободный выбор и на развитие мотивации детей к познанию и творчеству, на содействие личностному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Модули не повторяют учебные занятия (уроки), а дополняют, расширяют знания учащихся, при чем каждый ребенок вне зависимости от возраста выбирает для себя тот модуль, который его в большей степени заинтересует, может поменять его в любое время, предложить свои формы работы.
В многонациональной образовательной организации изучение традиций, быта, обычаев, песен, танцев Российской федерации достаточно важно, так как, с одной стороны, принимающая сторона должна быть гостеприимной, но, с другой стороны, приехавшая стороны (гости) должны знать и уважать Дом ХОЗЯЕВ.
Список литературы
- Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие [Текст] / Н.А.Березовин. – Мн.: Новое знание, 2004.-336 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с анг. – Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007 – 275 с.
- Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967 - с. 25.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск: Нар. света, 1990.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание. - М., Просвещение, 1987.
- Педагогика: учебное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов. [Текст] – М.: Школа-Пресс, 1998. - 512с.