Создание круглой скульптуры из гипса на занятиях в ДШИ

Разделы: Дополнительное образование


ВВЕДЕНИЕ

Дополнительное образование во многом способствует разностороннему воспитанию творческой личности. Большую роль в этом играют дисциплины художественного цикла. Опыт показывает, что использование на занятиях различных материалов для творчества помогает формировать более широкий круг умений и навыков, учит находить решения нестандартных творческих задач.

В своей педагогической работе на занятиях скульптурой наряду с традиционными материалами - глиной и пластилином - я использую также гипс. Этот материал намного реже применяется в практике занятий скульптурой, но у детей вызывает неизменный интерес. Технология отливки способствует более глубокому развитию образно-пластического, пространственного мышления, дает более полное представление о предмете «скульптура». Кроме того, гипс - это экологичный, очень красивый и благородный материал.

Ограниченность использования гипса для отливки скульптуры на занятиях в ДШИ связана с определенными технологическими сложностями. В данной методической разработке я предлагаю адаптированную для занятий с детьми технологию отливки объемной скульптуры, не требующую специального оборудования и дорогостоящих материалов.

Цель работы: познакомить с методикой отливки круглой скульптуры из гипса на занятиях в ДШИ.

Задачи:

  • познакомить с технологией отливки круглой скульптуры из гипса;
  • дать методические рекомендации по организации занятий.

Раздел I. ТЕХНОЛОГИЯ ОТЛИВКИ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ГИПСА

1.1 Инструменты и материалы

При выборе инструментов и материалов для отливки гипсовой скульптуры мы будем исходить из наибольшей их доступности и безопасности использования в работе с детьми.

Требования к материалам и инструментам на разных этапах работы:

1. Создание эскиза

  • бумага (для рисунка, акварели и т.п.);
  • графические материалы (карандаш, акварель и т.п.);
  • ластик.

2. Изготовление модели

  • скульптурный пластилин или глина. При использовании глины необходимо поддерживать ее во влажном состоянии до отливки. Мы будем рассматривать процесс создания модели из пластилина.
  • деревянные, пластиковые или металлические стеки.

3. Снятие гипсовой формы с модели и отливка

  • гипс (марка Г6 - Г16);
  • емкость для затворения гипса;
  • толстый картон для создания опалубки;
  • скотч для закрепления опалубки;
  • линейка;
  • ножницы;
  • нож, резак или скальпель;
  • вазелин или смазка (мыльная эмульсия с добавлением машинного масла);
  • кисть синтетическая мягкая для промазывания формы.

4. Окончательная отделка изделия

  • нож или скальпель;
  • наждачная бумага (тонкозернистая);
  • перчатки резиновые;
  • краски (гуашевые, акриловые, аэрозольные и т.п.);
  • кисти синтетические;
  • губка или мягкая ткань.

Рабочее место должно быть застелено клеенкой для удобства последующей уборки. Учащимся рекомендуется также иметь фартуки.

1.2 Технология отливки круглой скульптуры

Для получения гипсового слепка предварительно необходимо изготовить многоразовую разъемную форму, состоящую из двух и более частей. Рассмотрим технологию создания двухчастной формы, т.к. она наиболее доступна для применения ее в школе и при этом дает достаточно полное представление об отливке круглой скульптуры. Моделью для снятия такой формы будет служить круглая скульптура, выполненная из пластилина.

Отливка скульптуры включает несколько этапов:

  • Разработка эскиза.При разработке эскизов очень важно заранее продумать, как будет разниматься гипсовая форма. Слепок модели должен легко выходить из обеих форм без повреждения. Для этого необходимо мысленно провести линию, разделяющую скульптуру на две части, и подумать, как избежать поднутрений (закруглений внутрь) на обеих сторонах изделия. Поэтому образ должен быть простым, ясным, лаконичным (возможно, симметричным) и при этом выразительным.

2. Лепка модели. Работу над созданием модели следует вести от общего к частному. В процессе лепки надо помнить, что модель предназначается для отливки, и корректировать скульптуру во избежание поднутрений, ориентируясь на среднюю линию.

Необходимо уделить особое внимание обработке поверхности, поскольку на форме отпечатаются все неровности. Чем более детально подготовлена модель, тем меньше работы по доработке формы будет в дальнейшем.

3. Изготовление гипсовой формы. Для отливки круглой скульптуры изготавливается форма, состоящая из нескольких (в нашем случае из 2-х) частей.

Сначала отливается одна половина формы. Для этого по наиболее выступающим точкам поверхности проводится линия, делящая скульптуру на две части. По этой линии надо создать стенку (толщиной 3-5 мм в зависимости от размера скульптуры) из пластилина таким образом, чтобы одна сторона стенки совпадала с линией. Стенку следует хорошо закрепить и разгладить с той стороны, с которой будет отливаться первая форма.

Затем вокруг стенки необходимо создать плотно прилегающую опалубку из толстого картона, скрепив его края скотчем. При этом стенка располагается горизонтально, а скульптура снизу закрепляется дополнительным количеством пластилина. Одной стороной (как правило, нижней) скульптура должна плотно прилегать к опалубке. В получившееся здесь отверстие будет заливаться гипс при отливке слепка.

Затем поверхность рельефа и внутренние стенки опалубки с помощью мягкой кисти смазываются тонким слоем вазелина или смазки для облегчения снятия формы.

Для приготовления гипсового раствора в среднем рекомендуется на 7 частей воды брать 10 частей гипса. Для замешивания гипса удобно использовать гнущуюся емкость (например, половину детского резинового мяча или мягкий пластиковый или силиконовый сосуд). Это облегчит последующую очистку емкости от затвердевшего гипса. Гипс нельзя сливать в раковину, надо дождаться его схватывания и утилизовать как мусор.

Гипс следует насыпать в воду, подождать, когда он пропитается, и только затем перемешивать. Начнется реакция с выделением пузырьков. Подождав около 5 минут, можно заливать гипс в опалубку. Толщина гипсового слоя должна возвышаться над пластилиновой моделью примерно на 1-1,5 см.

Когда гипс схватится, переворачиваем скульптуру и удаляем пластилиновую стенку.

Затем тупым ножом в гипсовой поверхности делаются замки - конусообразные отверстия, которые в дальнейшем, когда будет отлита вторая половина, помогут точно соединить форму.

После просушки, хорошо закрепив форму в опалубке, необходимо промазать вазелином или мыльным раствором все поверхности (модель, гипсовую форму и внутренюю поверхность опалубки).

Теперь можно приступать к отливке второй формы.

Когда гипс затвердеет, формы осторожно разнимаются, и пластилиновая модель извлекается. При необходимости формы дорабатываются ножом, убираются случайные подтеки и неровности. Особое внимание следует обратить на поднутрения и при их наличии подкорректировать форму. Вторая половина формы также просушивается.

4. Отливка гипсового слепка.

После просушки обе формы хорошо промазывются изолирующим слоем, соединяются бечевкой или скотчем.

Гипсовый раствор постепенно заливается в отверстие. Форму необходимо покачать, чтобы гипс заполнил все полости, и пузырьки воздуха вышли на поверхность.

После того как гипс схватится (при этом он нагреется, а затем остынет), половинки формы надо осторожно разъединить и извлечь слепок. После извлечения слепка выполняется окончательная отделка изделия.

5. Окончательная отделка изделия

Заключительный этап работы над изделием подразумевает окончательную пластическую и цветовую отделку поверхности.

В объемной скульптуре необходимо срезать облой, т.е. выступающий технологический шов, образовавшийся на месте соединения двух частей формы.

Пока гипс не высох, поверхность, если необходимо, дорабатывается ножом согласно эскизу, прорабатываются мелкие детали, фактура. После полного высыхания гипса поверхность можно обработать наждачной бумагой.

Слепок можно оставить белым или тонировать. Для окрашивания гипса можно использовать масляные, акриловые краски, аэрозольные баллончики, морилку.

Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель изучения темы «Отливка круглой скульптуры из гипса»: формирование у учащихся начального представления об отливке как одном из способов создания скульптуры.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование навыков работы с инструментами;
  • знакомство с приемами работы с твердым материалом (гипсом), его особенностями и возможностями.
  • знакомство с образцами отечественного и мирового искусства.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, художественно-образного и пространственного мышления;
  • развитие чувства красоты, гармонии, эмоциональной отзывчивости;
  • развитие умения прогнозировать результат своих действий;
  • развитие глазомера, моторики рук.

Воспитывающие:

  • воспитание трудолюбия, целеустремленности;
  • воспитание самостоятельности, ответственности за результат;
  • формирование умения действовать в нестандартной ситуации.

Целевая аудитория: ввиду достаточной сложности предлагаемых заданий, изучение данной темы рассчитано на работу с учащимися 13-17 лет, в группах до 5-7 человек. Занятия по отливке из гипса могут быть включены в тематический план предмета «скульптура» в старших классах ДШИ и ДХШ.

Объем учебного времени, предусмотренный на изучение темы, зависит от сложности работы, он может быть уменьшен или увеличен в зависимости от конкретных условий.

Примерный тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Отливка круглой скульптуры из гипса

1

Разработка эскиза

2

2

Создание модели из пластилина

8

3

Отливка первой части гипсовой формы

4

4

Отливка второй части гипсовой формы

2

5

Отливка гипсового слепка

2

6

Окончательная отделка изделия

4

Всего

22

Хорошие результаты дает организация занятий в форме проектной деятельности, которая во многом помогает формированию творческого потенциала учащихся, поскольку не только способствует развитию у учащихся определенных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), но и формированию компетентности, т.е. умения применять эти знания в конкретных ситуациях.

На первом занятии целесообразно познакомить учащихся с материалом, его характеристиками, особенностями, правилами техники безопасности, рассказать об истории применения гипса в художественном творчестве, показать образцы художественных изделий из гипса, объяснить правила подготовки и уборки рабочего места.

На каждом этапе от учащихся требуется самостоятельное мышление, творческая активность. Выбор объекта для отливки может быть ограничен тематикой, стилем, а может быть и более свободным. Но в любом случае важно ориентироваться на личностное отношение учащегося, его эмоциональное восприятие. Зная способности каждого ребенка, педагог направляет, мотивирует деятельность учащихся.

В процессе работы над эскизами учащиеся самостоятельно ищут выразительный характерный художественный образ, поэтому целесообразно познакомить детей с темой занятия заранее, чтобы они имели возможность обдумать и собрать необходимый материал, используя различные источники информации (натурные, печатные, электронные). Учащиеся разрабатывают несколько вариантов решения темы, после чего представляют эскизы на утверждение преподавателю.

Работа над созданием модели из пластилина - важный этап, от которого во многом зависит успех дела. Здесь следует подчеркивать необходимость внимания, ответственность за результат. Преподаватель корректирует ход создания модели исходя из особенностей дальнейшей отливки (отсутствие поднутрений и др.), задавая уточняющие вопросы, объясняя взаимосвязь создаваемой формы с последующим технологическим процессом.

Работа с гипсом как новым, еще не изученным материалом, всегда вызывает интерес учащихся, желание экспериментировать. Самостоятельность в работе должна сочетаться с внимательным отношением к рекомендациям преподавателя, который, имея опыт отливки, может посоветовать наиболее предпочтительный путь решения той или иной проблемы. Важно найти баланс между самостоятельностью ребенка и опасностью утратить работу в результате ошибки, что может привести к охлаждению ребенка к работе.

Отдельные приемы работы (обработка краев, соединение форм, способы работы инструментом и т.д.) необходимо показывать практически, т.к. они лучше усвоятся при непосредственном наблюдении за работой преподавателя.

По завершении работы над темой рекомендуется организовать защиту творческих проектов или выставку работ.

Таким образом, на всех этапах работы необходимо мотивировать учащихся не просто на овладение умениями и навыками, но на достижение хорошего результата, создание изделия достойного художественного уровня. Необходимо, чтобы работа велась вдумчиво, чтобы ребенок научился планировать и прогнозировать результат своей деятельности.

Техника безопасности

Обеспечение безопасности работы учащихся на занятиях заслуживает серьезного отношения. С правилами техники безопасности следует ознакомить детей на первом занятии по изучению темы «Отливка круглой скульптуры из гипса». В дальнейшем необходимо формировать у них сознательное отношение к выполнению этих требований.

Правила техники безопасности при изучении данной темы состоят в следующем:

  • Во время работы быть внимательным и аккуратным.
  • При работе с гипсом, наждачной бумагой, красками использовать фартук и нарукавники (или другую рабочую одежду).
  • Быть осторожным при работе с режущим инструментом (резаком, скальпелем), по возможности держать лезвием от себя. Передавать инструмент ручкой вперед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной методической разработке на основании собранного и обобщенного доступного материала, а также личного опыта рассмотрены возможности применения гипса как скульптурного материала в учебном процессе в школе искусств, даны методические рекомендации, описана технология отливки круглой скульптуры.

Работа с гипсом не только способствует формированию у учащихся более полного представления о способах работы со скульптурными материалами, она имеет значительный элемент новизны, заставляет решать множество нестандартных задач, содействует воспитанию творческой самостоятельной личности, способной эффективно осуществлять сложные виды деятельности, стремиться к постоянному творческому совершенствованию. Это важно как для общеэстетического развития, так и для профессиональной ориентации учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронова, О.П. Искусство скульптуры / О.П.Воронова. - М.: 1981. - 112 с.
  2. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования / Э.Ф.Зеер. - М., 2010. - 175 с.
  3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методический аспект) / И.А.Зимняя // Высшее образование. - 2006. - № 8.
  4. Одноралов, Н.В. Скульптура и скульптурные материалы / Н.В.Одноралов. - М., 1982.
  5. Одноралов, Н.В. Техника медальерного искусства / Н. В. Одноралов. - М., 1983. - 160 с.
  6. Хессенберг, К. Скульптура для начинающих / К. Хессенберг. - М., 2006. - 129 с.
  7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2