В современном мире учебно-воспитательный процесс должен способствовать развитию интеллекта и таких универсальных способностей учащихся, которые интегрируют содержание образования и направлены на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. Реализовать данную цель невозможно без внедрения в процесс преподавания метапредметности - образовательной формы, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин. [1, 5, 6]
Использование технологии метапредметного анализа, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, системная работа над изучением теории и практики, позволяет сформировать и прочные знания, и умения, развить познавательные способности и создавать условия для самореализации личности учащегося.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Для постоянного формирования метадеятельности необходимо в системе выявлять межпредметные связи биологии – с физикой, биологии – с химией, математикой, историей и даже – литературой. [1, 5, 6, 7, 9]
Например, при изучении в 9 классе КЛЕТОЧНОГО УРОВНЯ организации живой природы необходимо вводить понятия из физики, химии, математики: осмос, тургор, плотность, активный и пассивный мембранный транспорт, белок-переносчик, калий-натриевый насос, катализаторы, ингибиторы и многое другое.
При работе с информацией в рамках темы 7 класса «Многоклеточные животные. Хордовые» надо интегрировать биологию животных такими понятиями, как: акустика, гидродинамика, архимедова сила, оптика, кинематика, терморегуляция и др. [8, 9]
Целый раздел биологии ГЕНЕТИКА построен на анализе математических понятий, таких, как: двоичная система исчисления, статистический анализ данных, уравнение разложения квадрата двучлена, треугольник Паскаля и многое другое.
А формирование понятий ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ станет более понятным, если найти связи с историческими и экологическими аспектами, что еще раз доказывает особое положение биологии как предмета, способного консолидировать разнообразные сферы развития общества, науки образования в целом.
Педагог и психолог Ю.В.Громыко в своих книгах выделяет следующие основные метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу», которые способствуют у обучающихся: формированию способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают, хотят сказать и сделать; развитию своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний; умению организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения; навыкам решения задач разных типов из разных областей знания. [6, 7]
Считаю мою деятельность на уроках – создание условий для развития метапредметных умений: «Знание», «Знак», «Проблема» и «Задача», - очень своевременной и необходимой на данном этапе. Приведу несколько примеров из практики преподавания биологии в 6-9 классах.
1. На уроке изучения нового материала в 6 классе по теме «Цветок»:
Прошу кадет, поработав с текстом учебника и раздаточным материалом, сделать рисунок ЦВЕТКА в тетради, самостоятельно найти и подписать органы цветка, а затем – заполнить текст с пропусками с дальнейшей проверкой в парах.
Критерии: Правильно поставленные в текст термины – органы цветка.
2. На уроке «Становление Клеточной теории» в 9 классе:
Для закрепления темы предлагаю кадетам задание, заставляющее анализировать графическую информацию, находить существенные признаки, объединяющие живые объекты, и, зная положения Клеточной теории, расставить их в таблице.
Критерии: правильно выбранные положения Клеточной теории.
3. На итоговом уроке «Пищеварительная система» в 8 классе:
Предлагаю кадетам проанализировать информацию в каждой строчке, самостоятельно найти критерий, по которому три объекта в каждой строке имеют сходное происхождение, или физиологию, или функцию, а один – лишний.
Критерии: установление причинно-следственных связей между объектами и правильный выбор «лишнего».
4. На уроке «Строение пищеварительной системы» в 8 классе:
Предлагаю кадетам выполнить расшифровку названий главных органов желудочно-кишечного тракта, проанализировать, а затем расставить эти названия в правильном порядке – так, как они расположены в пищеварительной системе человека.
Критерии: правильно расшифрованные и расставленные названия органов.
5. На уроке «Общая характеристика млекопитающих» в 7 классе:
Прошу кадет выполнить задание, которое заставляет анализировать и использовать информацию, делать множественный выбор из имеющихся вариантов, устанавливать правильные соответствия.
Критерии: правильно отобранные признаки птиц и млекопитающих.
6. На уроке «Строение сердца» в 8 классе:
Прошу кадет поработать с текстом
учебника, картинками,
дидактическим материалом.
На предложенном шаблоне сердца
человека найти и подписать детали
строения, кратко дать ответы на
вопросы (в них заложены компетенции сравнения).
Критерии: правильные и краткие ответы на детальные вопросы по сердцу и кровообращению.
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу);
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
- анализировать и использовать предоставленную графическую информацию для решения поставленных задач;
- делать множественный выбор из всех имеющихся вариантов;
- устанавливать правильные соответствия;
- устанавливать последовательность действий на основе их связи;
- строить речевые высказывания в устной форме, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою точку зрения. [1, 2, 3, 4]
- Андрианова Г.А. Как организовать диагностику и оценку метапредметных результатов учащихся [Электронный ресурс]
- Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. -№8.
- Вдовина И.А. Метапредметные результаты, действия, содержание [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2016. – № 2.
- Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1.
- Воровщиков С.Г. Сценарирование метапредметного учебного занятия. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2016. – № 1. - С. 11.
- Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998.
- Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
- Егорова Л.Н. Метапредметный и компетентностный подходы в целостном педагогическом процессе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011.
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №1.
7. На уроке «Общая характеристика насекомых» в 7 классе:
Предлагаю кадетам задание на умение классифицировать и сравнивать объекты живой природы. Учащиеся должны, работая по плану, сверять свои действия с целью – найти сходства и отличия, и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Критерии: правильное описание объектов по заданному плану, определение признаков сходства и отличия.
8. На лабораторной работе «Клеточное строение» в 9 классе:
Предлагаю кадетам сначала отработать навык установления последовательности действий при выполнении лабораторной работы, для этого: внимательно прочитать описания действий, проанализировать и расположить в установленном порядке.
Критерии: правильно расположенные действия при выполнении любой лабораторной работы.
9. Обобщая тему «Обмен веществ» в 8 классе:
Прошу кадет решить задачу, в которой нужно: посчитать калории спортсмена, исходя из его затрат на тренировку; выбрать меня для данного человека, соблюдая рекомендации тренера; сделать необходимые вычисления общей калорийности приема пищи и количества белков (жиров, углеводов) в ней.
Критерии: правильно произведенный расчёт энергетической стоимости меню.
10. На уроке «Кровообращение» в 8 классе:
Прошу кадет внимательно изучить схему кровотока в разных органах и при разных условиях, построить логическое рассуждение, установить причинно-следственные связи и ответить на вопросы.
Критерии: правильное понимание процессов кровообращения в организме и установление связей между ними.
11. Для формирования и закрепления прочных теоретических знаний и навыков, умения применять их в практической деятельности регулярно предлагаю кадетам элементы опорных конспектов и схем, по которым организую работу в классе и дома.теме «Пищеварительная система» в 8 классе прошу внимательно изучить конспект и выписать в табличный вариант название желез ЖКТ и ферменты, которые они производят.
Критерии: правильно оформленная таблица, в которой выписаны железы пищеварительного тракта, ферменты, а также указано, на какие вещества эти ферменты действуют.
Подобные задания на уроках позволяют формировать у кадет:
Приобретенные метапредметные умения будут использоваться учащимися на уроках, на проверочных работах, на экзаменах, повседневной и будущей профессиональной жизни.
Список литературы