Развитие метапредметных умений на уроках биологии

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: биология


В современном мире учебно-воспитательный процесс должен способствовать развитию интеллекта и таких универсальных способностей учащихся, которые интегрируют содержание образования и направлены на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. Реализовать данную цель невозможно без внедрения в процесс преподавания метапредметности - образовательной формы, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин. [1, 5, 6]

Использование технологии метапредметного анализа, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, системная работа над изучением теории и практики, позволяет сформировать и прочные знания, и умения, развить познавательные способности и создавать условия для самореализации личности учащегося.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Для постоянного формирования метадеятельности необходимо в системе выявлять межпредметные связи биологии – с физикой, биологии – с химией, математикой, историей и даже – литературой. [1, 5, 6, 7, 9]

Например, при изучении в 9 классе КЛЕТОЧНОГО УРОВНЯ организации живой природы необходимо вводить понятия из физики, химии, математики: осмос, тургор, плотность, активный и пассивный мембранный транспорт, белок-переносчик, калий-натриевый насос, катализаторы, ингибиторы и многое другое.

При работе с информацией в рамках темы 7 класса «Многоклеточные животные. Хордовые» надо интегрировать биологию животных такими понятиями, как: акустика, гидродинамика, архимедова сила, оптика, кинематика, терморегуляция и др. [8, 9]

Целый раздел биологии ГЕНЕТИКА построен на анализе математических понятий, таких, как: двоичная система исчисления, статистический анализ данных, уравнение разложения квадрата двучлена, треугольник Паскаля и многое другое.

А формирование понятий ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ станет более понятным, если найти связи с историческими и экологическими аспектами, что еще раз доказывает особое положение биологии как предмета, способного консолидировать разнообразные сферы развития общества, науки образования в целом.

Педагог и психолог Ю.В.Громыко в своих книгах выделяет следующие основные метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу», которые способствуют у обучающихся: формированию способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают, хотят сказать и сделать; развитию своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний; умению организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения; навыкам решения задач разных типов из разных областей знания. [6, 7]

Считаю мою деятельность на уроках – создание условий для развития метапредметных умений: «Знание», «Знак», «Проблема» и «Задача», - очень своевременной и необходимой на данном этапе. Приведу несколько примеров из практики преподавания биологии в 6-9 классах.

1. На уроке изучения нового материала в 6 классе по теме «Цветок»:

Прошу кадет, поработав с текстом учебника и раздаточным материалом, сделать рисунок ЦВЕТКА в тетради, самостоятельно найти и подписать органы цветка, а затем – заполнить текст с пропусками с дальнейшей проверкой в парах.

Критерии: Правильно поставленные в текст термины – органы цветка.

2. На уроке «Становление Клеточной теории» в 9 классе:

Для закрепления темы предлагаю кадетам задание, заставляющее анализировать графическую информацию, находить существенные признаки, объединяющие живые объекты, и, зная положения Клеточной теории, расставить их в таблице.

Критерии: правильно выбранные положения Клеточной теории.

3. На итоговом уроке «Пищеварительная система» в 8 классе:

Предлагаю кадетам проанализировать информацию в каждой строчке, самостоятельно найти критерий, по которому три объекта в каждой строке имеют сходное происхождение, или физиологию, или функцию, а один – лишний.

Критерии: установление причинно-следственных связей между объектами и правильный выбор «лишнего».

4. На уроке «Строение пищеварительной системы» в 8 классе:

Предлагаю кадетам выполнить расшифровку названий главных органов желудочно-кишечного тракта, проанализировать, а затем расставить эти названия в правильном порядке – так, как они расположены в пищеварительной системе человека.

Критерии: правильно расшифрованные и расставленные названия органов.

5. На уроке «Общая характеристика млекопитающих» в 7 классе:

Прошу кадет выполнить задание, которое заставляет анализировать и использовать информацию, делать множественный выбор из имеющихся вариантов, устанавливать правильные соответствия.

Критерии: правильно отобранные признаки птиц и млекопитающих.

6. На уроке «Строение сердца» в 8 классе:

Прошу кадет поработать с текстом учебника, картинками, дидактическим материалом. На предложенном шаблоне сердца
человека найти и подписать детали строения, кратко дать ответы на вопросы (в них заложены компетенции сравнения).

Критерии: правильные и краткие ответы на детальные вопросы по сердцу и кровообращению.

    7. На уроке «Общая характеристика насекомых» в 7 классе:

    Предлагаю кадетам задание на умение классифицировать и сравнивать объекты живой природы. Учащиеся должны, работая по плану, сверять свои действия с целью – найти сходства и отличия, и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

    Критерии: правильное описание объектов по заданному плану, определение признаков сходства и отличия.

    8. На лабораторной работе «Клеточное строение» в 9 классе:

    Предлагаю кадетам сначала отработать навык установления последовательности действий при выполнении лабораторной работы, для этого: внимательно прочитать описания действий, проанализировать и расположить в установленном порядке.

    Критерии: правильно расположенные действия при выполнении любой лабораторной работы.

    9. Обобщая тему «Обмен веществ» в 8 классе:

    Прошу кадет решить задачу, в которой нужно: посчитать калории спортсмена, исходя из его затрат на тренировку; выбрать меня для данного человека, соблюдая рекомендации тренера; сделать необходимые вычисления общей калорийности приема пищи и количества белков (жиров, углеводов) в ней.

    Критерии: правильно произведенный расчёт энергетической стоимости меню.

    10. На уроке «Кровообращение» в 8 классе:

    Прошу кадет внимательно изучить схему кровотока в разных органах и при разных условиях, построить логическое рассуждение, установить причинно-следственные связи и ответить на вопросы.

    Критерии: правильное понимание процессов кровообращения в организме и установление связей между ними.

    11. Для формирования и закрепления прочных теоретических знаний и навыков, умения применять их в практической деятельности регулярно предлагаю кадетам элементы опорных конспектов и схем, по которым организую работу в классе и дома.

    теме «Пищеварительная система» в 8 классе прошу внимательно изучить конспект и выписать в табличный вариант название желез ЖКТ и ферменты, которые они производят.

    Критерии: правильно оформленная таблица, в которой выписаны железы пищеварительного тракта, ферменты, а также указано, на какие вещества эти ферменты действуют.

    Подобные задания на уроках позволяют формировать у кадет:

    • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;
    • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
    • анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
    • строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;
    • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
    • преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу);
    • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
    • анализировать и использовать предоставленную графическую информацию для решения поставленных задач;
    • делать множественный выбор из всех имеющихся вариантов;
    • устанавливать правильные соответствия;
    • устанавливать последовательность действий на основе их связи;
    • строить речевые высказывания в устной форме, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою точку зрения. [1, 2, 3, 4]

    Приобретенные метапредметные умения будут использоваться учащимися на уроках, на проверочных работах, на экзаменах, повседневной и будущей профессиональной жизни.

    Список литературы

    1. Андрианова Г.А. Как организовать диагностику и оценку метапредметных результатов учащихся [Электронный ресурс]
    2. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. -№8.
    3. Вдовина И.А. Метапредметные результаты, действия, содержание [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2016. – № 2.
    4. Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1.
    5. Воровщиков С.Г. Сценарирование метапредметного учебного занятия. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2016. – № 1. - С. 11.
    6. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998.
    7. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
    8. Егорова Л.Н. Метапредметный и компетентностный подходы в целостном педагогическом процессе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011.
    9. Хуторской А.В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №1.