Семейный праздник как один из методов духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: семейный праздник


Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.

Без праздников не бывает детства. Этот афоризм известен всем с детства. Праздники духовно обогащают ребенка, побуждают к творчеству, помогают решать многие задачи воспитания, в том числе и нравственного. Праздник - это способ духовного единения, коллективного самовыражения. Праздник имеет не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции, он раскрывает богатые возможности всестороннего развития ребенка.

Праздник – это продуктивная и творческая деятельность ребенка. В праздниках большую роль играют музыкальная и речевая деятельность. В воспитательной деятельности праздник выдвигается на первое место. Это одна из самых распространенных сложных форм работы школы. Это вид творчества и одна из форм духовного самовыражения детей. Воспитательная роль праздника состоит в его мудрости – чтобы развлекая , поучать. Праздник – это своеобразная форма духовного обогащения и самовыражения ребенка. Он призван укреплять в детях высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы .

Особенностью детского праздника является: общественно значимое содержание , игровая  форма , зрелищность , эмоциональность , гармоничное сочетание между поучением и развлечением, взаимодействие различных видов искусства, использование ярких художественных средств, коллективное участие и коллективное восприятие, добровольное участие, свободное единение детей во имя радости .

Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. При проведении праздника нельзя: взрослым забирать инициативу у детей, нельзя использовать методы назидания, нельзя также и часто проводить праздник.

Этапы подготовки и проведения праздника следующие: предварительное планирование, работа над сценарием, предварительное знакомство детей с праздником, репетиции, проведение праздника, подведение итогов, последействие праздника.

Цель: в ходе праздничного мероприятия передавать младшему школьнику опыт нравственных семейных отношений по средствам прочтения прозы, стихов, исполнения песен, инсценировки сценок, что приведёт к сплочение детского и родительского коллектива в классе

Задачи:

  • формировать чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям, бабушкам и дедушкам;
  • передавать опыт сохранения семейных традиций;
  • осуществлять нравственно-эстетическую подготовку ребёнка к формированию в будущем собственных семейных отношений;
  • развивать творческий потенциал младшего школьника, семейного творчества.

Материал методической разработки праздника «Моя семья – моё богатство» способствует духовному единению и духовному обогащению, коллективному самовыражению, он раскрывает богатый творческий потенциал школьников. Праздник – это своеобразная форма духовного обогащения и самовыражения школьника. Он призван укреплять в младших школьниках высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.

Праздник посвящён Всероссийскому дню семьи, любви и верности, который ежегодно начал отмечаться с 8 июля 2008 года. Года , который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учреждён по инициативе депутатов Государственной думы. Инициатива  празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России – ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Предлагаю фрагмент методической разработки праздника - «Моя семья – моё богатство»

Ведущий:

Здравствуйте, взрослые и дети!
Наш праздник начался!!!

Домовёнок: И от меня вам тоже здравствуйте.

Ведущий: Что такое, ты кто такой?

Домовёнок:

Я — Домовёнок, домовой.
В каждом доме я живу,
Лад и счастье стерегу.
В уголочке иль за печкой
Есть уютное местечко.
Только я не кошка,
Мне не ставьте плошки.

Ведущий: Чем же угощать тебя?

Домовёнок:

Угощенье — ерунда!
В доме чтоб не ссорились,
Чтобы дело спорилось,
Старших уважали,
Не дрались, не врали.
Малышей не обижали
И друг другу уступали.
Пели чтоб в одну дуду...
А то обижусь и уйду.

Ведущий:

Нет, не обижайся,
С нами оставайся!
В этом красивом доме «Лицей №62»
Вместе мы живем одной
Дружной школьной семьей.
Сложим стих, прибавим смех -
Выйдет песенка для всех.

Исполнение песни «Дружная крепкая» (Слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева)

Домовенок: Хорошо, остаюсь!

Ведущий: Домовенок, ты знаешь какое сейчас время года?

Домовенок: Весна!

Ведущий: Вот и пришла весна, вот и наступил март! 8 Марта - это день, когда солнце начинает пригревать землю, когда на лесных проталинах расцветают подснежники и прилетают грачи. Все любят этот праздник. Ведь это праздник тех, кого мы знаем и кого не знаем, всех, кто живёт рядом с нами и далеко от нас. Это праздник половины человечества. И какой половины! Самой обаятельно, самой красивой, самой доброй!

Чтецы дети:

Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть 33 ей иль 73 –
Сколько б ни было ей,
Возраст тут ни при чём:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но всё же бывает больна,
И тогда всё кругом кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
Нас куда - то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Что она - не фундамент, она человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На её доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

Домовёнок: Кто же этот человек, на котором держится дом?

Хором все ученики: Мама!

Ведущий: Мама нужна всем всегда.

(В сценарий праздника желательно включать индивидуальные номера детей, которые посещают музыкальную школу и школы искусств)

Ведущий: И сегодня, собрались здесь самые дорогие и любимые для наших детей близкие - это их родные, замечательные, внимательные, добрые мамы и бабушки, которые своим теплом создают уют и комфорт в каждом доме, в любой семье. И конечно наши папы и дедушки. Без мужчин какой же это дом?

Чтецы:

Дорогие наши папы
Ходят в пиджаках и шляпах,
Носят важные портфели,
Видят нас уже в постелях.
Их работа долго длится,
Жить без пап она боится.
Ей одной всё не успеть,
Папам нужно попотеть.
Но зато по выходным
Пап мы ей не отдадим,
Отдохнёт пускай от дел,
Есть терпению предел.
Надо важные портфели
Ночью выбросить за двери,
Надо всё переменить,
С папами хотим мы быть!
Не узнать сегодня папу,
Он пришёл - и вдруг в дверях
Не швырнул на столик шляпу,
А повесил, как в гостях.
Он сказал: «Здорово, дочка!»
И, смеясь, на этот раз
Целовал он маму в щёчку,
А бабуле руку тряс.
Он не прятался в газету,
За столом на всех глядел.
Вилкой он не бил котлету,
Будто кто-то в ней сидел.
Был он лучше, был он проще,
Чай по чашкам разливал.
Даже бабушку не тещей,
А мамулей называл.
Я спросила маму тихо:
«Мама, что случилось с ним?»
«В Женский день, - сказала мама,-
Папа должен быть таким».
Мне такое непонятно,
Может, взрослый кто поймет?
Разве папе не приятно
Быть хорошим целый год?

Исполнение песни «Песня про Папу» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича)

Игра «На прогулке»

Ход игры: Папа одевает ребенка (куртку и шапку). Ребенок бежит к размеченной стойке, оббегает ее и возвращается назад. Мама раздевает ребенка.

Ведущий: Какие правила нужно соблюдать в семье, чтобы жить дружно и счастливо? (выслушивает версии школьников)

Ведущий:

Мир и покой в семье всего дороже.
Не надобен клад коли в семье лад.

Ведущий: Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботится. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что нежное семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Ведущий: А я считаю, что в семье самый главный человек - это бабушка. Не было бы бабушки, не было бы ни ваших пап, ни ваших мам, а следовательно, и вас, ребята. Когда у вас каникулы - бабушка рядом с вами. Если у вас радость, они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят и утешат, вместе с ними вы переживаете свои неудачи...

Домовёнок: А какие золотые руки у них, сколько они всего делать. И как делать!

Милые наши, бабушки! Следующее стихотворение для вас!

У мамы - работа, у папы - работа.
У них для меня остаётся суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
Да ты не спеши.
Ну что там стряслось у тебя?
Расскажи!
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку перебирает...
Нам хорошо - вот так, вдвоём.
Без бабушки какой же дом?
Чтецы – ученики:
Коли был бы я девчонкой,
А потом бы постарел,
То, когда бы стал бабулей,
Никогда бы не скрипел.
Внуков я бы не ругал,
А лишь только баловал.
И уверен: был бы я
Ну как бабушка моя!
Много у бабушки с нами хлопот
- Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки тёплые надо связать,
Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни
Бабушка, милая, сядь отдохни!
Мы тебе песенку нашу споём...
Дружно мы с бабушкой милой живём!

Ведущий:

Кто все штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встает?
Кто печёт оладушки?
Это наши

Хором: Бабушки.

Исполнение песня: «Бабушки-старушки» (музыка В.Добрынина, слова С.Осиашвили)