Готовность ребенка к школьному обучению

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: готовность к обучению


Комплексная характеристика, включающая различные компоненты: психофизиологическая зрелость, наличие желания выполнять новый социальный статус, способность к взаимодействию со сверстниками и взрослым, эмоционально-волевая зрелость, сформированность познавательных процессов, наличие определенных знаний, навыков и умений, которые позволят ребенку успешно осваивать программу начального общего образования

Наиболее распространенные вопросы со стороны родителей будущих первоклассников.

- В каком возрасте целесообразно отдать ребенка в школу?

- Возрастные границы поступления ребенка в 1 класс от 6 до 8 лет.

- Возможно освоение начального общего образования по различным программам (основная и адаптированные).

- Возможны различные режимы освоения образовательных программ начального общего образования

- Целесообразно учитывать средовой фактор при поступлении ребенка в 1 класс.

- Наиболее распространенные вопросы со стороны родителей будущих первоклассников.

- Для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению есть ли необходимость обратиться к репетитору, записать ребенка на курсы по подготовки к школе и т.п.?

  • учитывается социальная ситуация развития ребенка.
  • учитывается общий уровень зрелости ребенка, особенности сформированности отдельных компонентов готовности ребенка к школьному обучению.

Экспресс-диагностика готовности ребенка к школьному обучению

1. Психофизиологическая зрелость.


И.: «Положи руки так же на стол. Делай, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагаете ему сделать самому.

Время выполнения задания – от 1 до 3 минут.

2. Готовность моторных функций (сформированность мелкой моторики пальцев рук для освоения навыков письма)


3. Сформированность пространственных функций.

И.: «То, что я буду делать правой рукой, тебе нужно повторить своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, тебе необходимо повторить своей левой рукой». Предлагается выполнять сначала одноручные, затем двуручные пробы

4. Способность к удержанию программы деятельности.

И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. Затем предлагается выполнить задания в измененной последовательности, например, «ребро-ладонь-кулак».

Экспресс-диагностика готовности ребенка к школьному обучению

5. Исследование памяти.

Ребенку предлагается прослушать, запомнить и повторить слова: «звезда, нитка, песок белка, пыль, рыба, печать, дрова, рука, дым». Оценивается продуктивность (объем) и прочность запоминания при отсроченном воспроизведении.

Или

Ребенку предлагается прослушать и запомнить группы слов: «день, сосна, шкаф/ книга, шапка, круг» или фразы «В лесу за высоким забором росли яблони/ на опушке леса охотник убил волка». Фиксируется количество запоминаний, объем и качество отсроченного воспроизведения.

6. Исследование зрительно-предметного восприятия.

7. Исследование интеллекта.

Хитрая лиса

Бегала леса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и увидели.

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

8. Исследование внимания.

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка:

  • Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
  • Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
  • Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.


Исследование фонематического восприятия

Для проверки слуховой дифференциации звуков ребенку предъявляются картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.

Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, ребенок лишь на них показывает. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.

Признаки сформированности эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению:

  • ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться и т.д.

Признаки сформированности мотивационного компонента готовности ребенка к школьному обучению:

  • положительное отношение к школе, желание учиться, желание стать учеником, конструктивная самооценка в отношение новой социальной роли, понимание значимости обучения для личностного развития

Признаки социальной зрелости как фактор готовности ребенка к школьному обучению:

  • способность устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, выбирать и проявлять различное ролевое поведение с учетом ситуации, потребность в общении, общая осведомленность.

Рекомендации для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению.

  • Способствуйте развитию и формированию всех компонентов здоровья у ребенка (физического, психического, социального и т.д.).
  • Готовьте ребенка к новой социальной роли (роли ученика).
  • Не перегружайте ребенка учебной деятельностью до начала систематического обучения в школе.
  • Прививайте интерес к познанию нового.
  • Способствуйте разностороннему развитию ребенка.
  • Создайте условия для регулярного взаимодействия ребенка со сверстниками.
  • Способствуйте развитию эмоционально-волевой сфере ребенка.