Комплексная характеристика, включающая различные компоненты: психофизиологическая зрелость, наличие желания выполнять новый социальный статус, способность к взаимодействию со сверстниками и взрослым, эмоционально-волевая зрелость, сформированность познавательных процессов, наличие определенных знаний, навыков и умений, которые позволят ребенку успешно осваивать программу начального общего образования
Наиболее распространенные вопросы со стороны родителей будущих первоклассников.
- В каком возрасте целесообразно отдать ребенка в школу?
- Возрастные границы поступления ребенка в 1 класс от 6 до 8 лет.
- Возможно освоение начального общего образования по различным программам (основная и адаптированные).
- Возможны различные режимы освоения образовательных программ начального общего образования
- Целесообразно учитывать средовой фактор при поступлении ребенка в 1 класс.
- Наиболее распространенные вопросы со стороны родителей будущих первоклассников.
- Для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению есть ли необходимость обратиться к репетитору, записать ребенка на курсы по подготовки к школе и т.п.?
- учитывается социальная ситуация развития ребенка.
- учитывается общий уровень зрелости ребенка, особенности сформированности отдельных компонентов готовности ребенка к школьному обучению.
Экспресс-диагностика готовности ребенка к школьному обучению
1. Психофизиологическая зрелость.
И.: «Положи руки так же на стол. Делай, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагаете ему сделать самому.
Время выполнения задания – от 1 до 3 минут.
2. Готовность моторных функций (сформированность мелкой моторики пальцев рук для освоения навыков письма)
3. Сформированность пространственных функций.
И.: «То, что я буду делать правой рукой, тебе нужно повторить своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, тебе необходимо повторить своей левой рукой». Предлагается выполнять сначала одноручные, затем двуручные пробы
4. Способность к удержанию программы деятельности.
И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.
Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. Затем предлагается выполнить задания в измененной последовательности, например, «ребро-ладонь-кулак».
Экспресс-диагностика готовности ребенка к школьному обучению
5. Исследование памяти.
Ребенку предлагается прослушать, запомнить и повторить слова: «звезда, нитка, песок белка, пыль, рыба, печать, дрова, рука, дым». Оценивается продуктивность (объем) и прочность запоминания при отсроченном воспроизведении.
Или
Ребенку предлагается прослушать и запомнить группы слов: «день, сосна, шкаф/ книга, шапка, круг» или фразы «В лесу за высоким забором росли яблони/ на опушке леса охотник убил волка». Фиксируется количество запоминаний, объем и качество отсроченного воспроизведения.
6. Исследование зрительно-предметного восприятия.
7. Исследование интеллекта.
Хитрая лиса
Бегала леса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и увидели.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
8. Исследование внимания.
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка:
- Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
- Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
- Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
Исследование фонематического восприятия
Для проверки слуховой дифференциации звуков ребенку предъявляются картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.
Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, ребенок лишь на них показывает. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
Признаки сформированности эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению:
- ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться и т.д.
Признаки сформированности мотивационного компонента готовности ребенка к школьному обучению:
- положительное отношение к школе, желание учиться, желание стать учеником, конструктивная самооценка в отношение новой социальной роли, понимание значимости обучения для личностного развития
Признаки социальной зрелости как фактор готовности ребенка к школьному обучению:
- способность устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, выбирать и проявлять различное ролевое поведение с учетом ситуации, потребность в общении, общая осведомленность.
Рекомендации для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению.
- Способствуйте развитию и формированию всех компонентов здоровья у ребенка (физического, психического, социального и т.д.).
- Готовьте ребенка к новой социальной роли (роли ученика).
- Не перегружайте ребенка учебной деятельностью до начала систематического обучения в школе.
- Прививайте интерес к познанию нового.
- Способствуйте разностороннему развитию ребенка.
- Создайте условия для регулярного взаимодействия ребенка со сверстниками.
- Способствуйте развитию эмоционально-волевой сфере ребенка.