Урок по бионике. Тема: "Электрические явления в живых организмах"

Разделы: Физика, Биология, Мастер-класс

Класс: 9

Ключевые слова: электрический ток


Цель урока: Развивать познавательный интерес к предмету, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.

Ход урока

Презентация

Учитель: Давайте, вспомним с вами из курса физики, что такое электрический ток!

(Ответ учеников: Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц).

Учитель: Что такое заряженная частица?

(Ответ учеников: Заряженная частица – это частица, обладающая электрическим зарядом).

Учитель: Какие заряженные частицы вы знаете?

(Ответ учеников: атомарные и молекулярные ионы, многоатомные комплексы, например пылинки, капли).

Учитель: Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру.

Например, мультиметром. Мультиметр - комбинированный электроизмерительный прибор, объединяющий в себе несколько функций.

Какие показатели электрических явлений можно измерить?

(Ответ учеников: сила тока, электрическое сопротивление, напряжение).

Учитель: Какие единицы измерения силы тока, электрического сопротивления, напряжения?

(Ответ учеников: Сила тока измеряется в амперах, электрическое сопротивление в омах, напряжение в вольтах).

Учитель: Они связаны между собой соотношением, которое было открыто физиком Омом.

В чем заключается закон Ома?

(Ответ учеников: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению данного участка цепи.

Учитель: А как вы думаете, может ли существовать электричество в живых организмах?

(Ученики дают свои предполагаемые ответы).

Учитель: Чтобы выяснить, существует ли электрический ток в организмах, мы с вами проведем опыты по обнаружению электрических явлений в живых организмах.

Проведение инструктажа по технике по технике безопасности на уроке при использовании мультиметра:

  1. Не толкаться
  2. Быть осторожными с щупами – они острые. Не размахивать щупами.
  3. На живых растениях щупы установлены стационарно – их не вытаскивать.
  4. По окончанию работы отключить мультиметр.

Технологическая карта по проведению опыта по обнаружению электрических явлений в живых организмах.

1. Замерьте электрические показатели в живых организмах (в зеленом растении, в сочном плоде растения, у человека) и внесите результаты в таблицу.

2. Замерьте электрические показатели в неживых объектах живого происхождения (срез стебля дерева, высушенное растение, торф, каменный уголь) и внесите результаты в таблицу.

3. Рассчитайте силу тока в живых организмах.

4. Сравните результаты.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать по проведенным измерениям?

(Ответ учеников: в живых организмах есть электрический ток, в неживых объектах живого происхождения нет).

Учитель: Вот примеры организмов, у которых вырабатывается существенное количество электрического заряда (рыбы, венерина мухоловка).

Рефлексия.

Учитель: Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Было интересно…

Учитель: Спасибо за работу на уроке! В следующий раз мы узнаем, каким образом возникает электрический ток в живых организмах?

Домашнее задание: подумайте, в каких практических сферах жизни, конструкциях и т.д. можно использовать знания о биоэлектричестве.