Цель урока: Развивать познавательный интерес к предмету, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.
Ход урока
Учитель: Давайте, вспомним с вами из курса физики, что такое электрический ток!
(Ответ учеников: Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц).
Учитель: Что такое заряженная частица?
(Ответ учеников: Заряженная частица – это частица, обладающая электрическим зарядом).
Учитель: Какие заряженные частицы вы знаете?
(Ответ учеников: атомарные и молекулярные ионы, многоатомные комплексы, например пылинки, капли).
Учитель: Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру.
Например, мультиметром. Мультиметр - комбинированный электроизмерительный прибор, объединяющий в себе несколько функций.
Какие показатели электрических явлений можно измерить?
(Ответ учеников: сила тока, электрическое сопротивление, напряжение).
Учитель: Какие единицы измерения силы тока, электрического сопротивления, напряжения?
(Ответ учеников: Сила тока измеряется в амперах, электрическое сопротивление в омах, напряжение в вольтах).
Учитель: Они связаны между собой соотношением, которое было открыто физиком Омом.
В чем заключается закон Ома?
(Ответ учеников: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению данного участка цепи.
Учитель: А как вы думаете, может ли существовать электричество в живых организмах?
(Ученики дают свои предполагаемые ответы).
Учитель: Чтобы выяснить, существует ли электрический ток в организмах, мы с вами проведем опыты по обнаружению электрических явлений в живых организмах.
Проведение инструктажа по технике по технике безопасности на уроке при использовании мультиметра:
- Не толкаться
- Быть осторожными с щупами – они острые. Не размахивать щупами.
- На живых растениях щупы установлены стационарно – их не вытаскивать.
- По окончанию работы отключить мультиметр.
Технологическая карта по проведению опыта по обнаружению электрических явлений в живых организмах.
1. Замерьте электрические показатели в живых организмах (в зеленом растении, в сочном плоде растения, у человека) и внесите результаты в таблицу.
2. Замерьте электрические показатели в неживых объектах живого происхождения (срез стебля дерева, высушенное растение, торф, каменный уголь) и внесите результаты в таблицу.
3. Рассчитайте силу тока в живых организмах.
4. Сравните результаты.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать по проведенным измерениям?
(Ответ учеников: в живых организмах есть электрический ток, в неживых объектах живого происхождения нет).
Учитель: Вот примеры организмов, у которых вырабатывается существенное количество электрического заряда (рыбы, венерина мухоловка).
Рефлексия.
Учитель: Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Теперь я могу…
- Было интересно…
Учитель: Спасибо за работу на уроке! В следующий раз мы узнаем, каким образом возникает электрический ток в живых организмах?
Домашнее задание: подумайте, в каких практических сферах жизни, конструкциях и т.д. можно использовать знания о биоэлектричестве.