Участники проекта: воспитатели, родители (законные представители).
Тип проекта: социальный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: в течении года (с августа - по май).
Условия реализации проекта: заинтересованность родителей (законных представителей), целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, открытость, системность работы.
Актуальность
Первая школа социализации малыша является семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи рискует быть безрезультативной. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня воспитательный ресурс семьи претерпевает серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А ведь вопросы воспитания детей раннего возраста - это, прежде всего, вопросы молодой семьи.
Актуальность проблемы состоит еще и в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых явилось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Так в нашей группе появился родительский клуб «Успешный родитель».
Семейный клуб является компонентом воспитательного процесса, проводимого педагогами, где семьи могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия для создания эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни дома.
Проблема: Недостаточная компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.
Цель проекта: повышение компетентности родителей (законных представителей) и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников направленных на всестороннее развитие и раннюю социализацию через организацию родительского клуба «Успешный родитель».
Задачи проекта:
- повысить педагогическую культуру родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста;
- установить доверительное отношение между семьей и дошкольным образовательным учреждением;
- создать условия для общения молодых семей по вопросам обмена опыта семейного воспитания;
- формировать активную позицию у родителей (законных представителей) к процессу адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;
- обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
Результат
В результате реализации проекта семейного клуба у родителей (законных представителей):
- повысится педагогическая компетентность в воспитании детей раннего возраста;
- установятся доверительные отношения, повысится активность участия в педагогическом процессе ДОУ;
- сформируются определенные модели поведения с малышом, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка в период адаптации к ДОУ;
- пополнится опыт положительного семейного воспитания;
- активизируется позитивное мышление, помогающее преодолевать трудности в воспитании детей раннего возраста.
Новизна проекта: родители (законные представители) являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности семей, способствовали формированию активной родительской позиции.
Риски:
- трудность привлечения родителей (законных представителей) к участию в работе родительского клуба;
- высокая загруженность родителей (законных представителей) и педагогов.
Предупреждение рисков:
- заинтересованность родителей (законных представителей), учет индивидуальных особенностей семей;
- составление гибкого графика проведения клубных мероприятий.
Направления работы клуба:
- развитие новых форм взаимодействия ДОУ и семьи;
- обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения;
- педагогическое просвещение родителей (законных представителей).
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:
- решение педагогических ситуаций;
- психологические тренинги;
- мастер-классы;
- распространение опыта семейного воспитания;
- творческие мастерские;
- конкурсы;
- консультации;
- наглядные формы педагогической пропаганды;
- семинары-практикумы, игровые тренинги, за круглым столом, гостиные;
- выпуск памяток, буклетов, шпаргалок для родителей;
- рубрика «Чем сегодня занимались» в группе WhatsApp (родительский чат)
Принципы взаимодействия с родителями:
- целенаправленность - привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
- системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;
- дифференцированный подход - взаимодействие с родителями (законными представителями) с учетом специфики каждой семьи;
- сознательность, активность - сознательное отношение родителей (законных представителей) к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
- доброжелательность, открытость, партнерство - для наиболее эффективного взаимодействия.
Механизм реализации проекта
Программа клуба предусматривает семь мероприятий в год (две встречи в квартал). Группа участников формируется на свободной основе (по желанию). Каждая встреча рассчитана продолжительностью не более 60 минут.
Проект реализуется в три этапа:
- Подготовительный этап - сбор, обработка данных о семье каждого воспитанника, культурном уровне семей, наличие у них педагогических знаний, отношение к семье, ребенку, интересах, потребностях родителей в педагогической информации.
- Основной этап - планирование, определение форм, целей и методов работы. Ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания и образования детей в условиях ДОУ и семьи. Установление доверительных отношений с родителями (законными представителями), привлечение семей к совместной работе в рамках клуба «Успешный родитель».
- Заключительный этап - итоговое заседание «Наши успехи и достижения», систематизировать данные о работе клуба, определение перспектив дальнейшей работы. Представление результатов реализации проекта на педагогическом совете.
Таблица 1 - Этапы проекта
Тема
|
Содержание |
Cрок |
Ответственные |
|
I. Подготовительный этап |
||||
Организация и подготовка к взаимодействию всех участников родительского клуба |
1. Приказ об открытии родительского клуба.
|
июль |
заведующий,
|
|
Планирование работы родительского клуба на основе анализа запросов родителей и данных анкетирования. |
1. Анкетирование родителей (законных представителей), обработка данных о семье каждого воспитанника:
|
август |
воспитатели |
|
II. Основной этап |
||||
Установление партнерских отношений с родителями, привлечение к сотрудничеству в рамках клуба |
1. Реализация планов взаимодействия участников проекта (знакомство с календарным планом работы клуба).
|
сетябрь
|
воспитатели |
|
Наглядное информирование родителей |
Буклеты, папки-передвижки, стендовая информация |
в течении года |
воспитатели |
|
III. Заключительный этап |
||||
Подведение итогов работы родительского клуба |
1.Итоговое заседание родительского клуба.
|
май |
воспитатели |
По результатам анкетирования родителей (законных представителей) были выбраны наиболее актуальные и волнующие вопросы встреч родительского клуба, составлен план работы на год.
Таблица 2 - план работы родительского клуба «Успешный родитель»
№
|
Мероприятие (дата проведения) |
Форма проведения |
Цель |
Содержание |
август |
1. «Давайте познакомимся» |
За чашкой чая |
Создание условий для знакомства родителей (законных представителей) друг с другом, возникновения положительных взаимоотношений между ними. Изучение специфики каждой семьи |
1. Вступительное слово
|
сентябрь |
2. «Адаптируемся вместе» |
Всеобуч |
Знакомство родителей (законных представителей) с адаптационным периодом и особенностями протекания адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению |
1. Приветственное письмо
|
ноябрь |
3. «Особенности воспитания детей раннего возраста» |
Вечер вопросов и ответов |
Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей раннего возраста |
1. Разминка «Приветствие»
|
январь |
4. «Игра-забава?» |
Мастер-класс |
Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по проблеме активации игровой деятельности детей раннего возраста в условиях семьи |
1. Приветствие
|
февраль |
5. «В гости к пальчикам» |
Игровой тренинг |
Ознакомление родителей (законных представителей) с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики |
1. Вступление. Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи детей.
|
апрель |
«Растим малыша здоровым» |
Практикум |
Формирование у родителей (законных представителей) мотивации здорового образа жизни, повышение мастерства по использованию здоровье-сберегающих технологий в домашних условиях. |
1. Приветствие
|
май |
17. «Наши успехи и достижения» (итоговое заседание) |
Гостиная |
Подведение итогов совместной деятельности работы родительского клуба |
1. Приветствие.
|
Продукт проекта:
- пакет методических разработок встреч, отзывы родителей (законных представителей);
- изготовление картотеки «Игры в адаптационный период»;
- оформление альбома «На пути к успеху» (фотоотчет о деятельности родительского клуба на протяжении всего года);
- обобщение опыта в СМИ создания и работы клуба «Успешный родитель».
Итог работы
Таким образом, можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников в родительском клубе дало положительные результаты: повысился уровень знаний и умений в воспитании детей, установились доверительные отношения между ДОУ и родителями (законными представителями), что благоприятно сказалось на эмоциональном состоянии детей раннего возраста в момент адаптации к ДОУ. Итог адаптации детей к ДОУ дал положительную динамику, адаптация прошла в легкой и средней степени. Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами работы родительского клуба показал 92%. Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.
Перспектива:
- увеличить число мероприятий родительского клуба до десяти (один раз месяц);
- разработать совместные мероприятия родителей и детей.
Список литературы
- Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В.Горшенина, И.В.Самошкина. - М.: Глобус, 2007.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. - М.: Айрис-пресс, 2003.
- Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В. - Воронеж, 2007.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Зверева О. Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009
- Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н.Зенина. - М., «Центр педагогического образования, 2008. - 80с.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В.Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О.Пастухова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Российская газета. Федеральный выпуск №5125. 5 марта 2010 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007. - 179с.