Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся способностей к систематизации изучаемого предметного содержания по теме «Свойства степени с натуральным показателем».
Формируемые УУД:
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
- совокупность умений проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Основные понятия: степень, произведение степеней, частное степеней, степень степени, степень произведения, степень дроби.
Ресурсы:
- Основные – учебник, маршрутный лист, образцы ответов к самостоятельной работе № 1, эталоны ответов к самостоятельной работе № 2.
- Дополнительные - презентация «Свойства степени с натуральным показателем».
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
- Девизом нашего урока будут слова французского математика Рене Декарта:
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»
- Как вы понимаете эти слова?
- Какую тему рассматривали на прошлом уроке?
- Чему будет посвящён сегодняшний урок? (Вероятно, мы посвятим урок выявлению оставшихся затруднений по этим темам, выявлению причин затруднений и их отработке.)
- С помощью слов помощников
- вспомним
- повторим
- систематизируем
- сформулируйте цель нашего урока.
- С чего же начнем?
ӀI. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: актуализация знаний и умений, через повторение изученного материала, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Устно:
1) Решите анаграммы
- НЬСПЕТЕ (степень)
- ОВАНИОСНЕ (основание)
- КАЗАПОТЕЛЬ (показатель)
- САСВЙТВО (свойства)
- Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.
- Что называют основание степени?
- Что называют показателем степени?
- Какие свойства степени мы изучали?
2) Установите соответствие:
(1 – б; 2 – г; 3 – в; 4 – д; 5 – а.)
3) Вычислите:
4) Найдите ошибку:
54 = 5 · 4 = 20
23 · 27 = 221
35 · 37 = 912
230 : 210 = 13
50 = 5
(23)2 = 25
(2х4)7 = 2х28
ӀӀӀ. Первичное закрепление
Цель: Организация усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Работа учащихся над заданиями дифференцированной самостоятельной работы с последующей проверкой по эталону
Ӏ уровень
1. Замените символ * так, чтобы выполнялось равенство:
2. Найти значение переменной:
а) (34)x = 38
б) 10a = 1000
в) 45 · 43 = 45+c
г) (0,1)n = 0,01
3. Вычислите:
а)
б) 0,210· 510
в) 7 · 103 – 8 · 102
ӀӀ уровень
1. Замените символ * выражением так, чтобы равенство было верным:
а) * · 55 = 518
б) (b*)4 = b16
в) (m/n)5 = */*
г) n15 : * = n5
д) * : с30 = с15
е) (*)3 = 8х3
2. Решите уравнение:
3) Вычислите:
Физкультминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
IV. Включение в систему знаний
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
- Решите уравнение:
- Вместо символа * поставьте степень с основанием а так, чтобы выполнялось равенство:
- Выполнение теста.
Учащимся необходимо выполнить задания, и из слов, соответствующих правильным вариантам, составить выражение.
I уровень
II уровень
- Какое выражение получилось? (Не сладок плод бездельного досуга)
- Как вы понимаете эти слова?
V. Рефлексия учебной деятельности
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся.
- Какова была цель этого урока?
- На уроке я работал активно/пассивно
- Своей работой на уроке доволен/ не доволен
- Материал урока мне был понятен/ не понятен
Учащиеся оценивают себя по оценочным листам. Учитель проводит рефлексию оценивания.
- Какие еще трудности остались на конец урока?
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.
X. Домашнее задание
Выучить формулы и выполнить задания по уровням.
Ӏ уровень
1. Представьте произведение в виде степени:
а) х5 · х4;
б) 27 · 29.
2.Выполните деление степеней:
а) а12 : а11;
б) 510 : 52.
3. Найти значение выражения:
а) (-2)7 : (-2)5;
б) 3101 : 3100.
4. Закончите запись:
а) а5 = а3 · …;
б) а7 = а2 · …
5. Возведите произведение в степень:
а) (аb)9;
б) (5ху)2.
6. Упростить выражение:
а) (а2)3 · а5;
б) (а3 · а5)4.
7. Закончите запись:
а) 8а5 = 2а3 · …;
б) 25х2у6=5ху4 · ….
ӀӀ уровень.
1. Представьте выражение в виде степени:
а) х4 · х · х7;
б) хn : х4 (n>4).
2. Зная, что х3= 216, найдите:
а) ( -х)3;
б) 2х3.
3. Упростите выражение:
а) 3а2в3 · (–⅓а7 в11).
4. Найти значение выражения:
5. Замените * одночленом так, чтобы полученное равенство было тождеством:
а) 12а6в4 · * = 2,4а8в5;
б) –⅓ а7 в · * = 3а10в15
6. Известно, что 0 < х <1. Расположите в порядке возрастания числа х1; х2 и х3.
Шпаргалка по теме «Действия со степенями с натуральным показателем».