В последние годы в рамках деятельностного подхода в обучении английскому языку в школе все больше и больше внимания уделяется проблеме вовлечения учащихся в сам процесс обучения с применением элементов технологии эдьютейнмента.
Само название произошло от слияния двух английских слов Education и Entertainment, что означает Образование и Развлечение соответственно. Первый опыт применения этой технологии пришел к нам из американских мультфильмов, рассказывавших о солдате, который попадал в разные ситуации из-за несоблюдения техники безопасности. Это было и развлекательно, и познавательно одновременно. Во второй половине XX века мысль об обучении школьников с элементами развлечения стала приобретать популярность.
В процессе обучения английскому языку в школе немаловажным аспектом является мотивация школьников. Необходимо, чтобы они не только понимали важность умения общаться на английском языке в будущем, но и были заинтересованы и увлечены самим процессом. Технология эдьютейнмента связывает обучение с развлечением, то есть ученики познают что-то новое, обучаются, имея при этом развлекательные цели. Под развлечением можно понимать и создание игровых ситуаций, и использование цифрового контента, и творческие задания и мероприятия.
Современные ученики лучше всего воспринимают тот материал, который представлен в привлекательном для них виде, особенно в компьютеризованном. Эффективность обучения с применений элементов технологии эдьютейнмента напрямую зависит от качества и планомерности использования мультемидийных средств и игровых к подаче учебного материала и его подготовки непосредственно для проведения занятия. За счет этого достигается определенная инновационность педагогического процесса, и возрастает мотивационная составляющая у обучающихся.
Для достижения задач обучения английскому языку в школе и формировании у учащихся социокультурной компетенции требуется не только знание культуры и традиций страны изучаемого языка, но и умение рассказать о них на иностранном языке, то есть владение определенной лексической и грамматической базой. Только тогда сможет состояться равноценный диалог между представителями разных культур. Социокультурный аспект выступает в качестве учебного материала, на основе которого можно выстраивать внеурочную деятельность с учениками.
Говоря о формах работы с применением элементов технологии эдьютейнмента, можно выделить следующие последовательные шаги:
- подготовка непосредственно самого образовательного процесса к применении данной технологии:
нужно наполнить работу с учениками разнообразными мультемедийными средствами, которые помогут облегчить восприятие материала т дальнейшую работу с ним, а также улучшить качество отработки и усвоения данного материала; - погружение в интерактивное образовательное пространство:
ученик действует самостоятельно в плане выбора форм работы с материалом, обязательности предоставления изученного им материала и оценивания его работы. Необходимо поощрять творческий подход в работе с материалом и исследовательскую деятельность учащихся; - использование ролевого подхода в обучении:
когда учащийся видит реальную цель и выступает в роли естественного участника диалога с представителем другой культуры, его интерес к процессу значительно повышается, равно как и мотивация к продолжению этого диалога.
Мультимедийные средства также очень хорошо интегрируются в развлекательные внеурочные мероприятия, такие как проведение дней полного погружения в культуры и традиции разных стран с проведение различных творческих мастерских.
Таким образом, внедряя технологию эдьютейнмента в образовательный процесс, мы постепенно формируем у обучающихся готовность к организации процесса общения между представителями разных культур и равноправном участии в нем.