Программа "Result Viewer" как инструмент совершенствования процесса преподавания основ безопасности жизнедеятельности

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Основы безопасности жизнедеятельности


Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. На протяжении последних десятилетий мы наблюдаем повсеместное внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе в систему российского образования. Важно отметить, что низкий уровень мотивации учащихся выступает одной из главных проблем современной школы. Как отмечают в своих исследованиях Ш.М.Мамадалиев и Д.Т.Уринова, традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений [1]. Поэтому традиционные формы обучения постепенно отходят на второй план, уступая свое место инновационным методам, где ключевую роль играют информационные технологии, новейшие компьютерные средства взаимодействия ученика и учителя.

В период 2017-2020 гг. учителем МБОУ «Богородская гимназия» А.Ф.Шаговым и учеником 11 класса А.Луговским была разработана компьютерная программа «Result Viewer», цель которой заключается в визуальной демонстрации результатов, полученных обучающимися в контрольно-измерительных мероприятиях, а также при проведении различного рода соревновательных конкурсов и олимпиад (см. рис. 1).

Рис. 1. Основное окно программы «Result Viewer»

Представляется целесообразным раскрыть процесс применения программы «Result Viewer» на практике. Основной областью применения данной программы являются различные конкурсные испытания, проводимые в учебном процессе. При проведении конкурса или викторины в программу «Result Viewer» вносятся данные учащихся (фамилия, имя) и полученные ими результаты (в балльном выражении). При нажатии на кнопку «Начать показ» появляется окно с теми учениками, которых мы внесли в программу ранее. Сверху будет показана заглавная ячейка, которая обозначает название конкурса, викторины (наименование конкурсного мероприятия вносится в программу педагогом самостоятельно). При нажатии левой клавиши мыши появляется то количество баллов, которое набрал учащийся в конкурсе. С помощью анимации осуществляется сортировка ячеек с учащимися в зависимости от количества набранных ими баллов. После демонстрации количества баллов, набранных последним участником, появляется итоговое окошко с объявлением победителей и призеров конкурса. В программе «Result Viewer» можно сохранять внесенные данные для последующей загрузки (см. рис. 2).

Рис. 2. Отображение результатов олимпиады по ОБЖ с помощью программы «Result Viewer»

Среди преимуществ компьютерной программы «Result Viewer» можно отметить следующее:

– простота в применении, не требующая при ее использовании специальных навыков или умений;

– экономия временных ресурсов (позволяет в быстро осуществить ввод и обработку данных);

– широкий диапазон возможных сфер применения программы. Изначально данная программа была разработана для ее использования в образовательном процессе (школах, техникумах, вузах). Однако возможности ее применения не ограничиваются только рамками образовательных учреждений. Данная программа может иметь практическое применение в различных государственных учреждениях, коммерческих фирмах. Так, к примеру, с помощью данной программы можно отображать результативность деятельности сотрудников предприятий, текущие показатели эффективности отдельных подразделений организации. Необходимость данной программы может быть продемонстрирована на примере проведения конкурса на лучшего сотрудника отдела, где требуется осуществить сравнительный анализ достижений персонала организации по различным типам показателей;

– наглядность отображения результатов. Программа позволяет применять широкий диапазон визуального представления данных: использовать различные шрифты, фоновое оформление, выделять цветами необходимые элементы и т.п.

Среди рекомендаций по дальнейшему совершенствованию «Result Viewer» можно указать на включение в программу возможности отображать не только призеров конкурсных испытаний, но и лиц, не вошедших в их число, но продемонстрировавших при проведении соревновательных мероприятий высокие результаты. Автор полагает, что в программу также необходимо добавить опции ввода не только целых, но и десятичных числовых показателей. Апробация компьютерной программы «Result Viewer» была осуществлена на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» в МБОУ «Богородская гимназия». С помощью данной программы были показаны результаты выполнения таких нормативов, как: разборка и сборка автомата, завязывание узлов, одевание противогаза и др., а также были продемонстрированы итоги проведения тестирований и других конкурсных испытаний на знание теории предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (см. рис. 3).

Рис. 3. Практика применения программы «Result Viewer» в олимпиаде по ОБЖ

Результаты апробации продемонстрировали повышение заинтересованности учащихся в улучшении качества своей подготовки к предмету. Полагается, что внедрение проекта использования программы «Result Viewer» помимо вышеуказанной несет в себе еще одну немаловажную функцию, связанную с процессом социокультурной идентификации личности. Как отмечает О.В. Гребенникова, социокультурная идентификация может рассматриваться в качестве стержневого элемента социализации и индивидуализации личности. Также автор подчеркивает, что приоритетным в межличностном взаимодействии подростков является группа. Группа рассматривается как ближайшая социальная среда, обеспечивающая условия проявления личности, развертывания ее поведения и формирования ее социально значимых качеств [2]. Поскольку демонстрация результатов контрольно-измерительных мероприятий с помощью программы «Result Viewer» происходит внутри группы (а именно внутри учебного класса), то это стимулирует учащихся улучшать показатели своей учебной деятельности. Важно отметить, что учащиеся старших классов, в перечень учебных дисциплин которых входит предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», находятся в том биологическом возрасте, в котором референтной группой являются их сверстники, на поведение и установки которых они стараются ориентироваться в своей жизнедеятельности. Тем самым, наблюдая своих сверстников на вершинах рейтинга при демонстрации результатов с помощью программы «Result Viewer», у обучающихся появляется мотивация не быть хуже, а даже «обогнать» тех, кто обучается вместе с ними в одном школьном классе. Тем самым программа способствует социокультурной идентификации личности учащихся, о которой говорилось ранее.

Список литературы

1. Мамадалиев Ш.М., Уринова Д.Т. Инновационные подходы в организации урока «Основ безопасности жизнедеятельности» // Достижения науки и образования. 2018. С. 94.

2. Гребенникова О.В. Социальная идентификация современных подростков и юношей // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. С. 136, 140.