Приключенческая и природоведческая литература в детском чтении

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: детское чтение, приключенческая литература


Приключенческая  литература — типичный и очень распознаваемый литературный жанр; «на протяжении всей сюжетной линии автор помещает героя в рискованные проблематичные положения, из которых он выбирается на глазах у читателя; следует эпохе, обычаям, литературным взглядам автора; показывает красивую сторону изобретательности и находчивости, риска и авантюры, напряженного ожидания…»1

__________________

1 Приключенческая литература // http://www.lebooks.ru/prikljuchenija.html

«Генетически приключенческая литература восходит ко многим явлениям словесности, в частности, к фольклорному жанру волшебной сказки, к авантюрной повести, ибо также имеет своей основой динамичный, непредсказуемый, полный загадок и парадоксов сюжет»2. Произведения приключенческой литературы всегда относятся к числу наиболее любимых детьми вне зависимости от того, создавались они специально для ребенка или же постепенно вошли в круг детского и юношеского чтения, поскольку отвечали психологическим особенностям данных возрастных категорий, нравственно-эстетическим и познавательным потребностям подрастающего поколения.

__________________

2 И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. Детская литература.- М.: Академия, 2005. — С 123.

Приключенческие жанры в чистом их виде складываются в литературе сравнительно поздно. Однако их черты издавна входят обязательной составляющей в произведения, где, например, главным, жанрообразующим началом выступает исторический компонент. Так, Жития святых непременно повествуют о выглядящих почти невероятными поворотах судьбы героя, о ситуациях "выбора" персонажа между жизнью и смертью, об отважном преодолении им своих человеческих слабостей, о победе над ними в самых "безвыходных" для него коллизиях.

Другой источник собственно приключенческой литературы содержится в произведениях жанра путешествий, в России заявившего о себе особенно интенсивно в XVIII в.

Особую роль в развитии европейских приключенческих жанров сыграли некоторые литературные произведения, подобные "Робинзону Крузо" Д.Дефо, ставшего "моделью" для целого ряда позднейших "робинзонад", на разные лады варьировавших приключения героя книги Дефо. С другой стороны, мощный импульс для развития приключенческой литературы на протяжении веков давали великие географические открытия, широко и разнообразно преломившиеся в мировой романистике. Войны, их событийные перипетии также всегда были источником приключенческих сюжетов.

Своеобразие приключенческой литературы

Приключенческая литература занимает большое место в кругу чтения детей и подростков, и это связано с тем, что она отвечает определённым запросам формирующейся личности. Именно в этом возрасте как никогда сильна тяга ко всему неизведанному, непознанному, опасному, и всё это читатель находит на страницах приключенческих книг. Своеобразие приключенческой литературы заключается в том, что она рассказывает своим читателям о необычных событиях и необычных обстоятельствах, создаёт особый мир, отличный от повседневной реальности. Событийную основу произведения составляют захватывающие приключения, повествование насыщено действием, развивается стремительно, возможны неожиданные повороты сюжета и пересечение нескольких сюжетных линий. Лучшие образцы приключенческой литературы написаны так, что читаются на одном дыхании и удерживают внимание читателя с первой до последней страницы. Действие приключенческих повестей разворачивается, как правило, в экзотических и далёких странах, на необитаемых островах, в подводных глубинах. Время действия может быть различным, но чаще всего оно максимально отдалено от настоящего момента, события разворачиваются либо в далёком прошлом, либо перенесены в будущее. Более того, распространённым мотивом являются путешествия, перемещения в пространстве и во времени, так что в рамках одного произведения место и время действия может несколько раз меняться. Основную задачу повествования составляет сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, и главная цель автора - потрясти воображение читателя, удивить его. Отсюда острота фабульных ситуаций, накал страстей, мотивы похищения, преследования, тайны, невероятных научных открытий. Но приключенческая литература не только воздействует на эмоции читателя и даёт пищу его воображению, она раздвигает рамки его представлений о мире, расширяет его кругозор. Приключенческие повести зачастую насыщены историческими, географическими и другими подробностями, так что, переживая вместе с героями необычайные приключения, дети одновременно получают большой объём новой информации, которая нередко запоминается лучше, чем те же сведения из школьных учебников. В целом приключенческая литература в немалой степени способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности.

Герои приключенческих книг

Герои приключенческих произведений - ещё одна причина огромной популярности этой разновидности прозы среди детей и подростков. В центре художественного мира произведения обычно оказывается незаурядная личность, герой в полном смысле этого слова. Ему по силам то, о чём среднестатистический школьник может только мечтать. Характер героя раскрывается по мере развития сюжета: преодолевая испытания, попадая в безвыходные на первый взгляд ситуации, сталкиваясь лицом к лицу с могущественными врагами, непреодолимыми препятствиями и невообразимыми опасностями, он неизменно оказывается победителем. Кроме того, он демонстрирует и другие положительные свойства: помогает слабым, защищает обиженных, восстанавливает справедливость. В то же время ничто человеческое ему не чуждо: он может быть беден, некрасив, он даже не обязательно обладает физической силой, но все эти недостатки компенсируются силой его ума, находчивостью и удачливостью. Незаурядные личные качества в финале непременно вознаграждаются. Такой образ несёт в себе мощный воспитательный заряд, он вызывает симпатии читателя и желание если не во всём, то хотя бы отчасти походить на него. Система образов в приключенческой повести, как правило, полярна: все персонажи делятся на врагов и друзей главного героя. Образы отрицательных героев разработаны не менее подробно, чем образы положительных персонажей. Чаще всего это антиподы главного героя: они так же сильны, умны и изобретательны, однако при этом у них злые намерения и коварные замыслы, они заботятся о своей выгоде в ущерб интересам, а иногда и жизни окружающих. Такое противопоставление характеризует гуманистическую направленность приключенческой литературы: ценными оказываются не столько "сверхчеловеческие" возможности героев, сколько их человеческие качества. Таким образом, приключенческая литература развивается в русле общечеловеческих этических представлений и доносит их до своего читателя.

Особенности стилистики приключенческих произведений

Все вышеперечисленные особенности и определяют собой стилистику приключенческой литературы. Она должна увлекать за собой своего читателя, поэтому язык такой прозы должен быть живым и доступным. Сюжет насыщен событиями, поэтому текст изобилует глагольными формами и сложными синтаксическими конструкциями. Повествовательный элемент явно преобладает, а количество описаний сведено к минимуму, и даже пейзажные или портретные изображения динамичны: они готовят читателя к тому, каким образом будет развиваться действие на данном этапе повествования. Главным средством характеристики героя становятся его поступки, в портрете же внимание акцентируется на нескольких ярких приметах внешности, деталях одежды, особенностях поведения. Повествование в целом выстраивается так, чтобы как можно дольше удерживать внимание читателя, поэтому в качестве излюбленного композиционного приёма используется эффект неожиданности: недавно погибший герой чудесным образом возвращается к жизни, в самый опасный момент ему на помощь приходят друзья, а оружие врага оказывается незаряженным. «Внутри произведения объёмный текст делится на главы, каждая из которых часто заканчивается "на самом интересном месте", в момент неожиданного поворота сюжета»3. Кроме того, чтобы заинтересовать читателя, приключенческая проза стремится к эффекту достоверности. Так в произведение входят реальные географические названия, даты, имена исторических личностей и другие характерные приметы описываемого места и времени: одежда персонажей, особенности их речи, их социальный статус. Вся стилистика приключенческой литературы направлена на то, чтобы создать целостный художественный мир, живущий по своим законам и не уступающий в достоверности реальному миру.

__________________

3 В.Здир. Приключенческая литература // http://www.solnet.ee/parents/kn_01_13.html

Природоведческая литература – это литературный жанр; на протяжении всей сюжетной линии, автор использует научно достоверные, но в то же время доступные для понимания и художественно описанные данные об окружающем мире.

Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Таким образом, знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.

Любовь к природе определяется прежде всего действительным, бережным отношением к ней. У детей - это прежде всего выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Например, поэтическое произведение даёт доступный пониманию пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей с природным материалом.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

Детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Чтение детской природоведческой книги для детей помогает обогащать детей знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. «Так, Н.М.Павлова — ученый-растениевод — в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг — «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме»4. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

__________________

4 Методика ознакомления с природой в детском саду/ под ред. П.Г.Саморуковой // http://www.i-gnom.ru/books/oznakmleniye_s_okruzhaushim/okr17.html

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.