Цель: Ознакомление детей с разнообразием природы в произведении художественной литературы.
Задачи:
- Познакомить детей со стихотворением.
- Формировать у детей представления о явлениях живой, неживой природы, природы рукотворного мира, художественными средствами выразительности.
- Развивать у детей воображение, интеллектуально-познавательные способности, обогащать сенсорный опыт.
- Воспитывать у детей чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Оборудование НОД: презентация в PowerPoint (Схемы-пиктограммы: нос, язык, уши, руки, глаза), нарисованная на ватмане - радуга, фломастеры по количеству детей, мяч, тарелочки с виноградинками.
Предварительная работа: подвижные игры с детьми на участке д/с, игра «Звери, птицы, небылицы», игра «Бывает-не бывает», д/и «Назови объекты живой. неживой природы и рукотворного мира», «Скажи наоборот».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, Вы любите играть?
Дети: Да.
В: Назовите игры, в которые Вы любите играть?
Ответы детей. «Догонялки», игры в мяч, катание на санках, лыжах, коньках, игра «Звери, птицы, небылицы», «Я, знаю пять названий…» и т.д.
В: Почему Вам нравиться играть?
Д: Весело, радостно, интересно играть со всеми детьми.
В: Ребята, а стихотворение может принести радость?
Ответы детей.
В: Хотите проверить?
1 слайд
В: Ребята, послушайте стихотворение К.И.Чуковского «Радость».
Воспитатель читает стихотворение. Вам понравилось стихотворение. Что Вы чувствуете?
Д: Хорошее настроение, необычность, интерес, веселье, смех, радость.
2 слайд
Воспитатель читает:
«Рады, рады светлые березы
И на них от радости вырастают …»
Д: (розы).
В: Ребята, Вы хотели бы, почувствовать запах такой радости?
Д: Да.
В: Чем пахнет эта радость?
Д: Розами.
В: Так бывает или не бывает?
Д: Нет.
В: Ребята, что вы услышали, что не бывает в живой природе?
Д: На березе не растут розы.
В: А, что растет на дереве березе?
Д: Почки, сережки, листья.
В: Какой помощник умной головы помог почувствовать запах радость?
Д: Помощник умной головы – нос. (Схема-пиктограмма нос)
В: Молодцы!
3 слайд
Воспитатель читает строки
«Рады, рады, рады.
темные осины и на них от радости
растут…
Д: Апельсины.
В: Вы, хотели бы, увидеть такую радость?
Д: Да.
В: Так бывает или не бывает?
Д: Нет.
В: Ребята, что вы увидели, что не бывает в живой природе?
Д: На осинах не растут апельсины.
В: А, что растет на дереве осине?
Д: Почки, сережки, листья.
В: Какой помощник умной головы помог увидеть радость осин?
Д: Помощник умной головы –глаза. (Схема-пиктограмма глаза)
В: Молодцы!
4 слайд
Воспитатель читает строки:
«То не дождь пошел из облака и не град.
Что посыпался из облака …
Д: Виноград.
В: Вы хотели бы, чтобы была такая радость?
Д: Да.
В: Так бывает или не бывает?
Д: Нет.
В: Ребята, что вы услышали, что не бывает в неживой природе?
Д: Из облака не бывает виноград.
В: А, что бывает из облака?
Д: Дождь, град, снег.
В: А, еще, ребята, какое природное явление можно наблюдать после дождя? И похожа на разноцветный виноград?
Д: Радуга.
В: Ребята, Вы хотите попробовать вкус разноцветного дождя?
Д: Да.
В: Ребята, скажите, какой помощник умной головы поможет почувствовать вкус?
Д: Язык. (Схема-пиктограмма язык)
Воспитатель раздает по одной виноградинки. Дети съедают по виноградинке.
В: Молодцы!
5 слайд
В: Ребята, а можно услышать радость в живой природе?
Ответы детей.
Воспитатель читает строки:
«И вороны над полями
Вдруг запели …
Д: Соловьями.
В: Так бывает или не бывает?
Д: Нет.
В: Ребята, что вы услышали, что не бывает в живой природе?
Д: Вороны не могут петь другими птицами соловьями.
В: А, какие звуки издают вороны?
Д: Кар-кар, кар-кар.
В: Вы, хотели бы, услышать радостную песенку соловья?
Д: Да.
Воспитатель вместе с детьми слушают пение соловьев.
В: Какой помощник умной головы помог услышать соловьиную радость?
Д: Уши. (Схема-пиктограмма уши)
Молодцы!
6 слайд
В: Ребята, а можно почувствовать радость на вкус в неживой природе?
Д: Ответы детей.
Воспитатель читает строки
«И ручьи из под земли
Сладким медом потекли.
В: Так бывает или не бывает?
Д: Нет.
В: Ребята, что вы услышали, что не бывает в неживой природе?
Д: Ручьи не могут потечь сладкими как мед.
В: А, что может быть сладким как мед?
Ответы детей.
В: Сладкая на вкус конфета Вам доставляет радость?
Д: Да.
В: Какой помощник умной головы помогает почувствовать вкус?
Д: Язык. (Схема-пиктограмма язык)
Молодцы!
7 слайд
Воспитатель читает детям строки из стихотворения:
«Куры стали павами
Лысые-кудрявыми».
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи – наоборот».
Воспитатель и дети встают в круг и бросает мяч ребенку называет слово, ребенок ловит мяч и называет слово наоборот:
- Лысые-кудрявые
- Белые-черные
- Маленькие-большие
- Светлые-темные
- Сытые-голодные
- Крикливые-молчаливые
- Высокие-низкие
- Быстрые-медленные
- Гладкие-пушистые
- Домашние-дикие
- Куры-петух
- Куры-цыплята
В: Ребята, какой помощник умной головы помог ловить мяч в игре?
Д: Руки. (Схема-пиктограмма руки)
В: Молодцы!
8 слайд
Воспитатель читает строки «Даже мельница и та заплясала у моста»
В: Ребята, так бывает или нет?
Д: Нет.
В: Ребята, что вы услышали, что не бывает в природе рукотворного мира?
Д: Мельница не умеет плясать у нее нет ног, рук.
В: А, какая радость у мельницы?
Д: Вертеться, кружиться.
В: Ребята, что в природе может вертеться, кружиться?
Ответы детей.
В: Ребята. А вам нравится самим так радоваться?
Д: Да.
Воспитатель читает строки стихотворения на 9 слайде:
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Воспитатель читает строки стихотворения на 10 слайде:
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
В: Ребята, Вам понравилось стихотворение?
В: Вспомните, как называется стихотворение?
В: Кто автор стихотворения?
В: Какие помощники умной головы приходили в гости?
В: К какой природе относится дерево береза?
В: К какой природе относится радуга?
В: К какой природе относится мельница?
В: Ответь, Саша, так бывает или нет – Рады темные осины и на них от радости растут апельсины?
В: Вороны запели соловьями – так бывает или нет?
В: Ответь, Света, так бывает или нет «Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках и оттуда вниз по радуге на салазках, на коньках!»
Д: Нет.
В: Как называется игра на участке детского сада, на которую похожи эти строки?
Д: Катание с горки.
Воспитатель хвалит детей.
Рефлексия
Воспитатель предлагает детям взять фломастер и нарисовать под нарисованной радугой смайлики: если вам было интересно, у Вас радостное настроение, то нарисуйте - смайлик улыбается; ребята, если было не интересно, грустно-смайлик грустит.
Дети и воспитатель рисуют смайлики, а потом оценивают выбор.
Воспитатель благодарит детей за плодотворную работу!