Сегодня образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения, поэтому начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Значительная роль при обучении иностранным языкам, особенно английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, всесторонне развиваются. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, как общественная серьезная категория.
В русской прогрессивной педагогике, характерной чертой которой всегда было стремление развить творчество и активность ребенка, игре придавалось большое значение. Писатели-демократы Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью.
Учебная игра — это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде), сохранить и укрепить учебную мотивацию. С помощью игры мы можем достичь многих образовательных целей, в том числе и сформировать грамматические навыки у младших школьников.
Грамматика является основой любого языка. Именно поэтому так важно обучать детей основам грамматики с самого начала изучения языка.
На протяжении многих лет ни один из аспектов обучения языка не был предметом столь интенсивных дискуссий и обсуждений, как грамматика.
В XX веке произошла почти полная или абсолютно полная ликвидация грамматики из всех учебников грамматики в общеобразовательных учреждениях. Еще проявившись в 60–70-е годы, тенденции к уменьшению роли грамматики при обучении иностранному языку, в том числе и в нашей стране, наблюдаются и на сегодняшний день. И вследствие применения коммуникативного метода обучения иностранному языку в последнее десятилетие чрезмерное сокращение роли грамматики привело к значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся.
Если посмотреть с другой стороны, можно привести примеры сохранения центральной роли грамматики в обучении иностранному языку. Об этом свидетельствуют отечественные программы и учебники, создающиеся в отдельных случаях не на основе методической целесообразности, а под особым влиянием мнений лингвистов.
Однако, как показывает исторический опыт, желание отказа от какой-либо грамматики, с одной стороны, но преувеличение ее значимости в учебном процессе, с другой, отрицательно сказываются на результатах практического владения языком.
В методике иностранных языков сложились два традиционных подхода к обучению грамматике:
- эксплицитный (с объяснением правил)
- имплицитный (без объяснения правил).
В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода (структурный (упражнения на отработку структурных моделей) и коммуникативный (формирование коммуникативной компетенции), индуктивный (такое ознакомление учащихся с учебным материалом, при котором в результате наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к обобщениям и выводам) и дедуктивный (сообщение правила или вывода, которые затем иллюстрируются примерами их употребления в речи)). На современном этапе указанные методы редко используются в «чистом виде». Поэтому наиболее распространённым в настоящее время является дифференцированный подход, который допускает сочетать различные подходы и методы с учётом особенностей обучения.
Целью освоения грамматики иностранного языка является не просто овладение набором грамматических конструкций, а, прежде всего, выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание.
Современные лингвисты выделяют три основных этапа формирования речевых грамматических навыков:
1) введение и первичное закрепление грамматического материала.
2) тренировка и автоматизация грамматического материала.
3) использование грамматического материала в речевой деятельности.
Для закрепления грамматических навыков нужно увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий. Наиболее продуктивным в данном случае будет употребление разнообразных грамматических игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте. Они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала на этапе его активизации в речи учащихся.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
5) Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.
Работая с детьми в начальной школе, использование только одного пути изучения грамматики в изучении английского языка неприемлемо, так как все дети имеют различные способности: кто-то лучше воспринимает на слух и ему сложнее понять правило, данное в сухой схеме, а кто-то, наоборот, имеет зрительное восприятие, и может связать грамматическое правило, данное в схеме и выразить его в речи. Поэтому, я пришла к выводу, что игра является одним из ярких и увлекательных методов, который помогает решить проблему разного уровня детей, активизировать даже самых пассивных. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Грамматические игры преследуют следующие цели:
– научить обучающихся практически применять знания по грамматике;
– научить обучающихся использованию речевых образцов, которые содержат определенные грамматические трудности;
– создать естественную ситуацию для применения данного речевого образца и активизировать мыслительную деятельность, направленную на использование грамматических конструкций в естественных ситуациях коммуникации;
– развить речевую творческую активность обучающихся
Например, большой популярностью среди учеников 3-4 классов пользуются игры:
- Игра «Чепуха». Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Ученики поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”.
- Игра «Кубики». Эта игра имеет определенную цель — довести до автоматизма использование конструкций в бытовой иноязычной речи. Для этого занятия нужно подготовить кубики, на грани которых наклеить картинки с изображениями разных предметов. Обучающихся нужно разделить на две группы. Каждая из них по очереди подходит к столу, бросает кубик и произносит предложение с изучаемой конструкцией, учитывающей сюжет картинки.
- Игра «Быть или не быть». Её целью является отработка в речи младших школьников глагола «to be».
Инструкция учителя: «Распределите между собой, кто из вас будет каким местоимением, а кто какой формой глагола «to be». Расскажите, кто с кем может находиться вместе, а кто нет. Сочините об этом сказку». Другой вариант: класс делится на две команды, каждая команда по очереди называет английские слова или имена собственные, которые можно заменить местоимениями he, she, it. Выигрывает та команда, которая назовет последнее слово.
После активного использования игр, проводится итоговый контроль сформированности речевых грамматических навыков в виде устных высказываний, в ходе которых оцениваются такие качества грамматического навыка как автоматизированность, и устойчивость. На основе результатов устных высказываний я пришла к выводу, что качество обучения и коэффициент усвоения материала на основе использования грамматических игр значительно повышается.
Применение игровых форм работы наиболее эффективно в начальных классах. Однако, несмотря на полученные результаты, всегда нужно помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать, какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только учесть, что при всей привлекательности игровой формы обучения дети в младшем школьном возрасте быстро утомляются и могут терять интерес к происходящему, особенно, если их знания отличаются от знаний одноклассников. Игры на уроках английского языка нужно использовать регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком. Игровые формы являются доступным, наглядным, творческим и содержательным педагогическим приемом, способствующим как мотивации учащихся к изучению иностранного языка, так и созданию иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке, что способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса.
Список использованной литературы
- Отыншинова М.Б. Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 317-319. — URL https://moluch.ru/archive/157/44448/ (дата обращения: 19.01.2019).
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка [Текст] / М.Ф.Стронин. — М.: Просвещение, 1994. — 231 с.
- Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка [Текст] / Е.В.Ильченко. — М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. — 449 с.
- Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.