Использование персонализации на занятиях и выявление его влияние на исход урока

Разделы: Литература

Класс: 7


Для того чтобы эксперимент прошёл успешно, нужно помнить, что персонализация предполагает такую обстановку, где каждый участник сможет ощутить свою значимость и повлиять на мнение или жизнедеятельность другого. Например, участник приводит свои доводы из личной жизни, опыта, которые оказывают влияние на других, на их мысли, взгляды и чувства. То есть благодаря этому во время эксперимента каждый участник должен повлиять на другого и научить человека чему-то. То есть успешность эксперимента будет оцениваться тем, насколько участники смогут повлиять друг на друга.

На занятии дополнительного образования для детей (направление социально-педагогическое) нами было проведено занятие. Эксперимент был проведён в МОУ гимназия №12 г. Волгограда и в образовательном центре «АБВГДейка». Участниками эксперимента стали подростки в возрасте от 11-14 лет. Всего участников было 11 человек. Для эксперимента была выбрана тема, которая будет понятна всем и с которой сталкивался в жизни каждый: от взрослого до ребёнка. Тема, предложенная для обсуждения,  -  бездомные животные.

Целью данного социально-педагогического направления, в рамках которого проводился эксперимент, являются привитие детям норм морали, общечеловеческих ценностей, научить общаться с окружающими, выражать свою точку зрения, делиться эмоциями, развить у ребёнка интеллект, эрудицию, а также творчество.

А целью нашего эксперимента стало внедрение современной тенденции – персонализации и анализ результатов, которые дала данная тенденция в ходе дискуссии на злободневную тему. Также нами было запланировано, что такая тема сможет воспитать в детях чувство сопереживания, ответственности.

Новизной такого занятие является его тематика, так как на таких занятиях-консультациях обычно обсуждаются, например, права и обязанности детей, профессии (для 9 и 11 классов) и пр. Тема соотносится с программой по литературе, такое занятие является интегрированным. Проблема жестокого обращения с животными и безответственного к ним отношения затрагивается в программе 7 класса в творчестве Леонида Николаевича Андреева («Кусака»).  На занятии данная тема не будет новой для подростков, они смогут связать художественный вымысел с жизнь и обсудить данную проблему и уровень её значимости.

Эксперимент проводился в несколько этапов. Первым этапом стал подготовительный. На нём нужно было познакомиться с детьми, понять круг их интересов. Из этого мы и выявили выбранную нами тему, а также двух детей.

Второй этап представлял создание индивидуального маршрута. Детям на занятии был предложен индивидуальный образовательный маршрут, целью которого было развитие детей (в том числе и коммуникативных навыков, умением излагать мысли и чувства в композиционно стройном тексте и логически построенном), создание дальнейших условий для их интеллектуальной, творческой деятельности, а также воспитание активной позиции. Было предложено 2 детям подготовить рассказ о приюте, где живут бездомные кошки и собаки, сделать презентацию, второй ученик подготовил видеоролик и, как оказалось, сам имел опыт быть в таком месте. Дети, подготовившиеся перед занятием, выразили  интерес к данной проблеме, раньше уже занимались раскрытием такой проблемы. То есть они занимали такую же роль, как и педагог, так как хотели «заразить» детей своими эмоциями и волнениями по теме. Остальные дети были поделены на три группы, в зависимости от их склонности. На трёх столах разложены карточки:

  • 1 группа – я против безответственного отношения к животным;
  • 2 группа – бездомные животные должны быть истреблены, они несут только вред,
  • 3 группа – мне всё равно. Из оставшихся 9 человек к 1 группе отнесли себя 3 человека, ко второй 2 человека и к 3–4 человека.

Таким образом, уже из такого распределения детей в цель эксперимента входит изменение мнения 6 детей в положительную сторону, привлечение их к значимости проблемы и выяснения её истоков.

Третий этап – основной. Дети выступили с докладом и статистикой о бездомных животных в Нижнем Новгороде. Привели видео реальных условий, в которых живут брошенные животные. 1 группа получила задание, вспомнить случаи из фильмографии и художественной литературы, где человек жестоко обращался с животными («Кусака» Л. Андреева, «Зов предков» Дж. Лондон, «Хатико: самый верный друг» и пр.). 2 группа должна была назвать причины увеличения количества бездомных животных. Из них дети назвали появление в семье ребёнка, смерть хозяина, болезни животных, отрицательное поведение питомца и пр. Дети пришли сами к выводу, что животные не виноваты в том, что их выбросили, виной всему – человек. Третья группа должна была выступить перед детьми с вопросом о том, за что нужно любить кошек и собак, что они делали для людей в течение всей истории. Дети эмоционально отреагировали на предложенное задание, выразили мысль, что собаки – настоящие друзья, спасали солдат во время войны, помогали разминировать поле, вспомнили о собаках-поводырях и пр.

Четвёртый этап был заключительным. Дети подвели итоги и решили коллективно сделать следующее: посетить приют для бездомных животных, собрать средства для него; ребята, которые в самом начале проявляли интерес к теме и не новички в ней, рассказали  в конце урока о своей волонтерской деятельности. Ребята захотели присоединиться к ним.

Таким образом, затронув злободневную тему, мы получили в ходе эксперимента положительные результаты: из 11 человек все приняли участие в дискуссии, она получилась эмоциональной и имеет продолжение. Также в конце занятия дети пожелали стать участниками второго занятия, проведённого в языковом центре «Лингва академия».

Второй эксперимент был на ту же тему, но имел другое содержание. В эксперименте участвовали 8 детей из образовательного центра и 4 из школы. 4 детей были уже знакомы с темой, примерным ходом занятия, поэтому чувствовали себя уверенно, ощущали свои сильные стороны (ведение занятия наравне с педагогом, коммуникативные навыки, богатая речь и умение привлечь слушателей). Первый этап также был начальным, в ходе которого мы познакомились с детьми. Возраст детей – 14-15 лет. Подготовленные дети были разделены: 2 человека готовили ролик, а 2 подготовили вопросы для детей.

Второй этап был предварительным: дети провели беседу на тему, определили её сами и уровень её важности в городе, стране и мире. В ходе просмотра ролика дети выяснили, что в России эта проблема стоит наиболее остро, назвали причины этому. Все дети были поделены на команды и должны были решить дискуссионные вопросы: 1 – как в нашей стране можно помогать приютам; 2 – что конкретно мы с вами можем сделать и 3 – как вести себя с бездомными животными.

Третий этап был подведением итогов: из новой группы детей также проявили интерес к волонтёрской деятельности 4 человека. 2 детей решили отправиться в приют и взять в дом животное, так как давно искали себе друга.

Таким образом, сделаем вывод: в ходе двух занятий мы увидели, что в самом начале не все дети были заинтересованы проблемой. В конце занятия, когда наиболее заинтересованные и ознакомленные с проблемой бездомных животных выступили перед классом, даже те, кто выявил свою безразличную позицию, принимали участие, осознали масштабность проблемы. В ходе эксперимента дети не только учились вести дискуссию, приводить аргументы, но и нашли себя. Так, уверенные в себе дети, способные держать внимание публики являлись ведущими. Те, кто любит работать с созданием и монтированием видеороликов, включились в техническую сторону вопроса, дети, желающие стать волонтёрами, но не знающие, как это сделать, начали заниматься этим вопросом всерьёз.

Подводя итог, отметим, что персонализация входе эксперимента предусматривала выявление сильных способностей ребёнка, которые были применены на занятии и направлены в нужное русло, были публично признаны и отмечены детьми и педагогом, что положительно повлияло на самооценку детей, а также на будущее каждый ребёнок во время занятия нашёл себя и понял, как можно развиваться в направлении, касавшегося темы занятия (волонтёрская деятельность, воспитание животного дома, укрепление в себе чувства ответственности и пр.). Дети выразили также желание работать с животными, таким образом, персонализация помогает сформировать преставление о своей будущей профессии. Также, так как все дети были распределены по заданиям и принимали участие в обсуждениях, то они обрели уверенность в своих силах. Тема занятия была эмоциональной, дети испытали чувства сопереживания и сочувствия к бездомным животным, а также испытали чувство удовлетворённости в конце занятия, так как каждый достиг определённого успеха за время занятия. Дети выразили желание продлить тему занятия и сделать из неё школьный проект и акцию, которая получила положительный отклик педагогов и администрации учебных заведений.

Персонализация предполагает приобретение таких умений и навыков, которые будут применены в повседневной жизни. На занятиях две группы детей получили такие знания и навыки. Они смогли оценить значимость проблемы, увидеть, что это отражено и в литературе, и в кино, вспомнили правила поведения с бездомными животными, нашли пути решения такой проблемы. Все это является сегодня основными приоритетами в концепции развитии дополнительного образования в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование со времён зарождения и распространения в Западной Европе, а затем и в России продолжает оказывать все более возрастающее воздействие на самые различные стороны жизни социума, культуры, производства и  потребления, на общество в целом и отдельную личность. С.И.Гессен писал: «…жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни».

Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало, взаимодействуя с миром, строит себя. Активно действуя в мире, самоопределяется в системе жизненных отношений, так происходит саморазвитие и самоактуализация личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Этому способствует новая образовательная парадигма*.

________________

* Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Л.Л.Рыбцова [и др.]; под общей ред. Л.Л.Рыбцовой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – с.6.

Предполагается, что в третьем тысячелетии человеку предстоит научиться познавать (овладевать умениями понимания происходящего в мире), действовать (производить необходимые изменения), жить в обществе (участвовать во всех видах человеческой деятельности, сотрудничать с другими).

Персонализация постепенно проникает во все слои образования, в том числе и школьное. Она представляет собой личностно-ориентированный подход, помогает ребёнку реализоваться, почувствовать своё место, роль в обществе, увидеть свои сильные стороны. Учитель в современной школе направляет ребёнка, помогая овладеть знаниями и навыками, при этом ребёнок стремится к саморазвитию, прибегает к самообразованию по собственной инициативе. Персонализация отвечает современным образовательным программам, является эффективной, актуальной для изменившегося современного мира.

Современный человек в 21 веке должен быть целеустремлённым, образованным, эрудированным, гармонично развитым и, конечно, счастливым и уверенным в себе. Всё это поможет достичь персонализация, которая должна быть внедрена не только на предприятиях и вузах, но и в школьное образование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для балакавриата и магистратуры / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 410 с. – (Серия: Университеты России)
  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мирем / А.Н.Джуринский. – М., 2003. – 122 с.
  3. Днепров Э.Д. Российское образование в 19 – начале 20 века / Э.Д.Днепров. – Т.1; 2. – М., 2011.
  4. Дрозд  К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. – 2-е изд. испр. и доп. Учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт. – 260 с.
  5. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древних времён до 19 века: учебник для вузов / А.Н.Джуринский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 398 с.
  6. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX-XXI века: учебник для вузов / А.Н.Джуринский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 282 с.
  7. Кучманова, Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода / Е.Г.Кучманова, М.В.Ряполова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. –  112 с.
  8. Лукацкий М.А. Методологические ориентиры современной педагогики / М.А.Лукацкий. – М., 2008.
  9. Профессиональная педагогика в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.И.Блинов [и др.]; под общей редакцией В.И.Блинова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 374 с.
  10.  Профессиональная педагогика в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.И.Блинов [и др.]; под общей редакцией В.И.Блинова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 353 с.
  11. Современные модели школьного образования: школа глобальной ориентации: учебное пособие для вузов / В.И.Матис. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 211с.
  12. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Е.Н.Ашанина [ и др.]: под ред. Е.Н.Ашаниной, О.В.Васиной, С.П.Ежова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 165 с.
  13. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Л.Л.Рыбцова [и др.]; под общей ред. Л.Л.Рыбцовой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 92 с.
  14. Современные социологические теории: учебник и практикум для вузов / Н.А.Головин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 461 с.
  15. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум / В.А.Канке.  – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 297 с.
  16. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум для вузов / В.И.Загвязинский, И.Н.Емельянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с.
  17. Теория обучения: учебник для вузов / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 318 с.
  18. Электронный педагогический словарь http://www.вокабула.рф