Переход школ на дистанционный формат обучения поставил перед учителями ряд сложных задач. Педагогические работники оказались в необычной реальности, когда необходимо было быстро приобретать новые компетенции, учиться работать на разных онлайн платформах, переходить из класса в учебном кабинете в виртуальный класс. Для некоторых педагогов, к сожалению, этот переход так и не состоялся, но большинство коллег с энтузиазмом и большим интересом использовали все возможности современной сети Интернет, чтобы сделать дистанционное обучение эффективным для обучающихся. В частности, можно отметить активное применение таких площадок, как YouTube, uchi.ru (далее учи.ру), Zoom (далее зум), Webinar, даже всем известные менеджеры пошли в ход, предоставляя учителю возможность оперативно объяснять новый материал. Изучая опыт коллег хотелось бы обратить внимание на портал YouTube, использование которого позволяет размещать видеоуроки с неограниченным временем проведения урока доступом. Это является безусловным преимуществом для обучающихся и родителей (законных представителей), так как просмотреть видеоуроки от учителя можно в удобное время, также это позволяет вернуться к материалу и повторить тему. Однако по мнению автора контент будет в большей степени полезен тогда, когда он направлен на объяснение нового материала. При просмотре различных видео коллег автор отмечает, что контент записывается как виртуальный урок, в котором обучающимся предлагается использовать тетрадь и учебник, делать записи выполняемых в рамках урока упражнений в тетради. Таким образом, универсальность предлагаемого материала учителем снижается и он в большей степени востребован только в момент работы над темой с классом педагога. Хотя такой формат имеет безусловную ценность при обмене опытом в педагогическом сообществе. Следует также отметить, что портал YouTube может быть использован и как площадка проведения онлайн конференций или онлайн урока. В МАОУ СОШ № 23 на указанном портале регулярно проводили совещания педагогов, а также родительские собрания, что позволяло участвовать в онлайн мероприятии большому количеству людей. К сожалению, в предлагаемой статье не будет описан опыт работы на данной площадке в связи с его отсутствием у автора.
Рассматривая опыт автора, следует отметить, что первоначально для проведения онлайн уроков были выбраны две площадки - это учи.ру и зум. Под онлайн уроком автор понимает взаимодействие в онлайн режиме с обучающимися в определённый отрезок времени, то есть это «живое» общение в виртуальном пространстве. По мнению автора для учеников в период дистанционного обучения было важно чувствовать присутствие педагога, иметь возможность задать вопросы по темам, получить обратную связь, увидеть своих одноклассников. Исходя из указанных выше убеждений и с учётом возрастных особенностей (первый класс), автором было сформировано ежедневное расписание. Для визуализации с использованием современной инфографики автором было создано расписание с помощью ресурса https://www.canva.com/ (рисунок 1).
Рассмотрим предложенные автором площадки для онлайн урока подробнее. Площадка учи.ру активно использовалась школой, и дети были знакомы с данным ресурсом, что облегчало переход в виртуальный класс. На портале учи.ру организован понятный механизм управления участниками (поднятие руки, предоставление возможности ответить в эфире), создана виртуальная доска, есть возможность просмотра презентаций (в формате PDF). Однако в период дистанционного обучения на портале учи.ру отмечались сложности со стабильной работой в онлайн формате, поэтому было принято решение перейти на площадку зум полностью.
Рисунок 1
К преимуществам зум можно отнести:
- бесплатная возможность проведения онлайн мероприятия с ограничением по времени 40 минут;
- бесперебойность работы при стабильном интернете у пользователей;
- возможность участия в онлайн мероприятии с любых устройств (мобильный телефон, планшет, компьютер);
- наличие виртуальной доски и функции демонстрации экрана, позволяющей показывать презентации, заходить на обучающие сайты на онлайн уроке, просматривать видео совместно с участниками онлайн мероприятия;
- управляемость пользователями со стороны организатора (включать/выключать звук, опускать руку);
- возможность записи онлайн урока.
Указанные выше преимущества позволили организовать проведение онлайн урока в понятной и доступной форме. Обучающиеся с удовольствием посещали онлайн мероприятия, о чём свидетельствуют данные опроса родителей, проведённого по завершению периода дистанционного обучения (рисунок 2).
Рисунок 2
С целью поддержания стойкой мотивации на онлайн уроках автор использовал приём «проблемный вопрос». На каждом уроке обучающимся предлагалась проблема, которую они решали совместно с учителем, используя учебник. Таким образом на онлайн уроке педагог ориентировался не только на предметные результаты, но и на метапредметные.
С целью поддержания стойкой мотивации на онлайн уроках автор использовал приём «проблемный вопрос». На каждом уроке обучающимся предлагалась проблема, которую они решали совместно с учителем, используя учебник. Таким образом на онлайн уроке педагог ориентировался не только на предметные результаты, но и на метапредметные.
Для того чтобы заинтересовывать детей автор использовал средства наглядности. Компьютер позволяет педагогам включать в презентации яркие картинки. Так на рисунке 3 представлен пример слайда из презентации к онлайн уроку по окружающему миру. Используя данный слайд можно провести фронтальный опрос, выводя детей на проблему, которую следует разрешить в рамках урока. Задавая вопросы, что лишнее, чего не хватает, учитель развивает познавательные универсальные учебные действия.
Рисунок 3
Также для организации обратной связи на уроке можно использовать задания, в которых на слайде предоставляется несколько вариантов ответа. Обучающиеся могут написать правильный, по их мнению, ответ в чат, поставив число 1 или 2, что позволяет «включить» всех участников онлайн урока в работу. Пример слайдов с вопросами для уроков математики представлен на рисунках 4-5.
Рисунок 4
Рисунок 5
Одной из находок автора является применение разминки в начале урока, с одной стороны разминка позволяет выяснить, насколько усвоен материал предыдущего урока, с другой настраивает обучающихся на плодотворную работу, а с третьей развивает мышление. Пример разминки для урока русского языка можно посмотреть на рисунке 6. Автор использовал приём технологии развития критического мышления. Отдельные обучающиеся отмечали, что разминка является самым любимым этапом урока.
Рисунок 6
Обобщая опыт проведения онлайн уроков необходимо выделить условия успешного урока в онлайн формате:
- Чёткая структура урока, изменяющаяся только в зависимости от типа урока, представленная наглядно (в виде презентации).
- Стабильный высокоскоростной доступ в сеть Интернет со стороны учителя.
- Наличие заданий на «включение» аудитории в работу на уроке (использовать каждые 3-7 минут для младших школьников).
Подводя итог важно представить рекомендации по использованию площадки зум для проведения онлайн уроков. В первую очередь не надо бояться учить детей в онлайн. Профессионалы в оффлайне смогут легко стать профессионалами и в онлайн формате. Благодаря инструкциям разработчиков платформы зум, а также различным видеоматериалам на YouTube с пошаговой демонстрацией работы на платформе, учитель может в короткие сроки освоить использование зум. Во вторую - ориентируйтесь на интересы и контакт с обучающимися, важна понятная всем обратная связь и учёт особенностей вашей аудитории. Точно также, как на обычном уроке, можно давать детям дифференцированные задания, а для детей 3-4 класса даже организовывать работу в малых группах. Главное – чётко продумать структуру урока. Например, конференцию в зум можно использовать только на этапе проверки результатов выполнения задания. В третью - обеспечивайте смену видов деятельности и соблюдение норм СанПин.
Таким образом для автора статьи платформа зум стала отличным проводником в виртуальный мир познания, в который учитель отправился вместе со своими первоклассниками.
Подробную информацию, инструкции и рекомендации можно найти на сайте https://zoom.us/ru-ru/covid19.html, а также на портале ИД «Просвещение» https://prosv.ru/pages/kak-organizovat-distancionnyj-urok-podhody-i-resursy.html.