Предмет: История.
Класс: 7.
Тема урока: Церковная Смута. (Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол).
УМК: История России. Часть 2. 7 класс. Под ред. А.В.Торкунова. М., «Просвещение». 2016.
Вид урока: Урок изучения нового материала. Тип урока: Комбинированный.
Содержание урока: «Священство» и «царство». Церковный раскол (Смута). Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Никониане и старообрядцы. Гонения на старообрядцев. Хронология событий: 1653 г., 1654 г., 1666-67 гг., 1668-76 гг.
Исторические персоналии: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Ф.Морозова.
Планируемые результаты:
- Предметные: формировать понятийный аппарат; уметь применять исторические знания для характеристики событий церковного раскола, осмысления сущности современных общественных явлений; развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
- Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать выводы при анализе причин церковного раскола; использовать историческую картину, поэтическое произведение, фотографии, видеоматериалы как источники информации; формировать ИКТ-компетенции; овладеть основами самоконтроля.
- Личностные: приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого; формировать уважительное отношение к иному мнению, культуре, вере, традициям народов России; российскую идентичность, патриотизм, уважение к Отечеству, готовность и способность кадет вести диалог с другими людьми.
Деятельность кадет на уроке: выявлять причины церковных реформ; характеризовать последствия церковного раскола; объяснять причины разрыва отношений царя Алексея Михайловича и патриарха Никона; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума; анализировать различные виды источников; вести дискуссию и обосновывать свою позицию, приводя аргументы; выполнять тестовые задания.
Формы контроля: устный, фронтальный опрос; практический – анализ иллюстраций, анализ текста; формулирование ответов на поставленные задания; самоконтроль; самооценивание достижений.
Оснащение урока: компьютерная презентация, видеофрагменты, раздаточный материал, книги и журналы по данной тематике.
Деятельность кадет: индивидуальная, парная, фронтальная.
Межпредметные связи: интеграция предметов (история, изобразительное искусство, обществознание).
Задание для самоподготовки кадет:
- Параграф 24, вопросы к тексту параграфа на с.80 (№ 1 - 6 устно).
- Тема для проектно-исследовательской деятельности: «Казаки – некрасовцы на Ставрополье».
Творческое задание: Ментальная схема к уроку.
План:
1. Церковь после Смуты.
2. Реформа Никона.
3. Разногласия между церковью и властью.
4. Церковный собор.
5. Гонения на старообрядцев.