Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Этому способствует эластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей системы ценностей» и установок, а также так называемого «языкового барьера».
Но при раннем обучении ИЯ возникает также много трудностей и проблем. Это возраст, когда учебная деятельность у ребенка еще только начинает формироваться и следовательно, использование методик обучения детей более старшего возраста с уже сформировавшейся привычкой учиться, является неэффективным или малоэффективным.
Методика обучения учащихся младших классов ИЯ учитывает их возрастные особенности, чрезмерную подвижность, сохранившуюся еще большую привязанность к игровой деятельности, любознательность, хорошее запоминание материала с одной стороны и быструю утомляемость с другой.
Одни м из эффективных средств обучения ИЯ школьников младших классов, учитывающих все вышеупомянутое, являются песни, которые органически вплетаются в ход урока на разных его этапах и позволяют решать разные учебные задачи и достигать определенных целей.
На начальном этапе урока - используются песни, выполняющие роль приветствия. Здесь выбираются песни короткие, несложные по мелодическому рисунку, с частыми повторами, четким ритмом. Они способствуют совершенствованию навыков произношения, тексты сначала отрабатываются фонетически, что позволяет достичь точности в артикуляции звуков, ритмике и интонации.
Песни-приветствия вводят ребят в языковую среду, настраивают на урок, создают положительную эмоциональную атмосферу (просмотр видеоролика песни «Hello»).
В основной части урока песни используются для
1) введения и закрепления лексического и грамматического материала. Например при закреплении числительных - поется песенка Numerals (просмотр видео). При закреплении фраз - например песня What is your name? По мере изучения разговорных фраз, песня исполняется с использованием игровых элементов (водящий должен угадать имя ученика, которого он поймал с закрытыми глазами или, играя в «ручеек» оставшегося одного ученика класс спрашивает имя)
При закреплении алфавита песня The ABC (буквы-рыбки плавают в «воде», выныривая, когда ученик услышит эту букву)
2) Как стимул для развития языковых навыков и умений - песня In a cabin in a wood песня инсценировка (перед исполнением раздаются карточки с действующими героями, каждый исполняет свою роль, используя максимум театрального таланта) Это помогает раскрепостить детей помочь им избавиться от комплексов.
Песни: I wish you a Merry Christmas и Jingle Bells и другие разучиваются перед Новым годом праздниками. В дальнейшем тексты песен используются при подписывании открыток на англ. языке
3) Расширение кругозора, знакомство с культурой, историей, географией страны изучаемого языка
Физминутка - особый этап урока, предполагающий релаксацию в середине или конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение, восстанавливающая работоспособность. Песня Head and Shoulders (просмотр видеоролика)
В конце урока может исполняться песня-прощание, которых тоже существует множество вариантов.
Одна и та же песня может использоваться для разных целей на разных этапах урока. Так просмотренная песня «In a cabin in a wood» помогает запоминать формы неправильных глаголов в прошедшем времени. Песня Head and Shoulders – для лучшего запоминания названий частей тела.
Именинников мы всегда поздравляем песней и ребята, зная эту нашу традицию всегда подсказывают имена именинников.
Кроме того, песни являются хорошим стимулом для эффективной работы на уроке, так как если остается свободное время – разучивается новая или повторяется уже известная песня.
Заканчивая, нужно сказать, что кроме всего перечисленного, у песен есть еще одно ванное свойство – они вносят в процесс обучения элемент праздничности, не традиционности что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка, а в конечном итоге все это положительно сказывается на процессе обучения.