Исследовательская деятельность – универсальный механизм развития личности (из опыта работы)

24.07.2020

 «Наиболее глубокий след оставляет то,
что тебе удалось открыть самому».
Джордж Пойа

Современному миру необходимы люди, способные творчески мыслить, находить новые решения, исследовать. Целенаправленная исследовательская деятельность способствует формированию и совершенствованию умений работы с информационными источниками, стремлению к максимально глубокой проработке изучаемой темы, высокой концентрации внимания, способности к длительной работе в одном направлении, что позволяет учащимся максимально раскрыться. Изучение психологии помогает обучающимся лучше узнать человека, особенности поведения, различные психические процессы. Исследовательская деятельность способствует формированию развитой самореализующейся личности с целостным мировоззрением и способной к творчеству. Помогает  формировать исследовательские умения и мыслительные функции, специальные и интеллектуальные умения, такие как работа с литературой, пользование справочниками и таблицами; учит анализировать, сравнивать, обобщать и проектировать опыт; развивает умение прогнозировать результаты эксперимента, высказывать предположения, находить причинно-следственные связи; выполнять эксперименты, проводить наблюдения и формулировать выводы.

Исследовательская деятельность обучающихся помогает в решении следующих задач:

  • развитие интереса, расширение и актуализация знаний по психологии;
  • создание основ научно-творческого мышления;
  • освоение творческого подхода к любому виду деятельности;
  • обучение алгоритму исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • профессиональное самоопределение обучающихся.

Исследовательская деятельность - индивидуальная работа с обучающимся. Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что в школе нет такого учебного предмета как психология. Интерес к психологии у ребят проявляется при проведении таких мероприятий как олимпиады по психологии, творческие работы по психологии, активность и интерес на часах психологии. Исследовательская деятельность по психологии интересна и доступна  в основном для старшеклассников, ребят 8-11 классов. Я организую исследовательскую работу уже 8 лет. И хочется отметить, что интерес к изучению психологии с каждым годом возрастает. Ребята стали больше участвовать в олимпиадах и конкурсах по психологии.

Выбор темы это очень кропотливый процесс, который требует особого внимания. Тема должна быть актуальной, интересной и результат работы будет полезен. Сначала, конечно, беседа с ребенком об интересующей его теме. Учитываются все пожелания и предложения формируется список тем, над которыми мы можем поработать; обсуждение тем и выбор наиболее подходящей.  Далее идет этап постановки цели и задач исследования; выбор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организация самого исследования, интерпретация результатов и выводы по всей проделанной работе.

В процессе работы обучающийся получает практические знания в написании и оформлении работ. Важно подготовить обучающегося к публичному выступлению, учить выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. Ведь большую роль играет качественно оформленная работа, а еще немаловажную роль играет умение человека представить свою работу, умение ориентироваться в материале, грамотно излагать свои мысли.

С 2011 года мы с обучающимися участвуем в школе в учебно-исследовательской конференции «Мы живем на земле Ломоносова», в районе в учебно-исследовательской конференции «Юность Каргополья» и в областной научно-исследовательской конференции «Юность Поморья». За последние три года есть призеры и победитель районной конференции, они же и были участниками областной конференции в разные годы. Есть победитель II Областной конференции по здоровому образу жизни. Все исследования проводились на базе МОУ «Архангельская СШ». Вот темы исследовательских работ учащихся за последние годы: «Воспитанность обучающихся МОУ «Архангельская СШ»; «Невербальное общение или как научиться понимать другого человека»; «Кто такой лидер и как развивать в себе лидерские качества»; «Психологическое здоровье человека и как его сохранить».

Хочется отметить, что учебного предмета психология в школе нет, важно увидеть интерес ребят к изучению психологии. Здесь помогают различные олимпиады и конкурсы. Наши старшеклассники вот уже несколько лет участвуют в многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» и «Будущее Арктики», а также желающие с 5 по 11 класс принимают участие в Интернет олимпиаде по психологии от проекта «Мега-Талант». Ребят, которые увлекаются психологией немного, их единицы, но это очень ответственные, целеустремленные и пунктуальные ребята, со своим взглядом на проблему и своим индивидуальным стилем.

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» Г.В. Плеханов. Именно этот тезис заставляет нас задуматься о том, что грамотно организованная и обоснованная исследовательская работа – это «выращивание» талантливых детей, педагогическая поддержка их на пути самореализации и развития.

Сегодня творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её приобщение к культуре и обретения способа существования в современном мире. Существуют различные технологии создания условий для плодотворного творчества. В связи с этим на первый план выходит учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность предоставляет возможность обучающимся освоить инновационные образовательные программы, а мне работать над своим развитием и совершенствованием.


a_id: 683237