Методика работы над сказками Шарля Перро в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: сказки Шарля Перро


Работа над сказками в начальной школе проводится постоянно, расширяя кругозор детей и их литературоведческие понятия.

Эта работа имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. «Примерка» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей хорошо известных сказок.

Учителю на уроках литературного чтения очень важно заинтересовать учащихся и нацелить на первичное восприятие сказки. И тогда учащиеся будут слушать с большим вниманием и интересом. Учитель должен менять интонацию голоса, где это нужно, мимику, выдерживать паузу. После прочтения сказки учитель может дать задание нарисовать понравившийся эпизод, чтобы увидеть, что больше всего привлекло внимание учащихся. Специфика «чудесного мира» помогает учителю благоприятно воздействовать на нравственную и эмоциональную сферу учащегося.

Сказки Перро заслуживают почетного места в детской литературе.

Шарль Перро - один из талантливых основоположников литературной сказки, он стал классикой детской мировой литературы. Он написал ряд блестящих сказок, которые положили начало французской литературной сказке. Всего им было создано 11 сказок. Для детей представляет интерес и сама форма повествования: напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка.

Основной формой организации школьного обучения на сегодняшний день является урок. Но в реальной педагогической практике система уроков дополняется целым рядом других форм организации обучения. Особую категорию представляет внеурочная работа с младшими школьниками. Цель внеурочных занятий по литературному чтению: приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению, стимулирование читательского интереса, формирование навыков восприятия, а также развитие коммуникативных способностей.

В нашей работе мы представляем разработку проекта «Что за прелесть эти сказки? По сказкам Шарля Перро» на примере группы младших школьников 3 класса.

Цель проекта: Организовать и провести литературный костюмированный праздник по сказкам Шарля Перро.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством и биографией Шарля Перро.
  • Составить занимательную викторину «В гостях у Золушки».
  • Придумать конкурсы.
  • Подключить родителей в подготовку и проведение праздника.
  • Организовать конкурс рисунков, поделок.
  • Пригласить родителей и учеников первого класса на праздник.
  • Подготовить инсценировку сказки «Красная Шапочка».

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Участники проектной деятельности: Ученики 3 класса и их родители.

Актуальность проекта: Сказки Шарля Перро прежде всего учат добру, дружбе, помощи ближнему и надолго остаются в памяти детей и взрослых. Многие сказки Шарля Перро прославлены в русской музыке, балетах, кинофильмах, в живописи и графике десятки и сотни раз. Мы считаем, что творчество и биографию великого сказочника школьники должны знать.

Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Способствовать повышению уровня интереса к сказкам Шарля Перро.
2. Развивать эстетический вкус учащихся.
3. Развивать способности сопереживать героям сказок.

Разработка плана проекта:
1. Подготовить и провести три внеурочных занятия по творчеству Шарля Перро.
2. Подключить родителей к подготовке и проведению праздника.
3. Провести экскурсию в городскую библиотеку.

1. Подготовительный этап. Определение цели и задач проекта, разработка конспекта и проведение внеурочного занятия по ознакомлению учащихся с творчеством и биографией Шарля Перро. Беседа с родителями о цели, задачах данного проекта, убеждение их в необходимости помощи, серьезного отношения к реализации проекта.

2. Организационный этап. Проведение второго внеурочного занятия. (Приложение 3).

Проведение экскурсии в городскую библиотеку с целью знакомства учащихся с различными изданиями книг со сказками Шарля Перро. Творческая работа учащихся по изготовлению корзинок из соленого теста, раскрашивании их гуашью, рисование. Разгадывание загадок, чтение сказок и просмотр мультфильмов по сказкам Шарля Перро.

3. Практический этап.

На этом этапе были проведены следующие мероприятия:

- Беседа «Сказка-это еще и мечта. В сказке все возможно!» На этой беседе учащиеся рассказывали о волшебстве в сказках, о необычных поворотах сюжетов, и предлагали свои варианты концовок сказок.

- «Круглый стол» на котором учащиеся представляли подготовленные с помощью родителей мини-доклады по темам: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «Почему надо совершать хорошие поступки».

- Подготовка костюмов для инсценировки с помощью родителей.

- Оформление в альбом рисунков учащихся по сказкам Шарля Перро, и коллективный выбор названия альбома: «Любимые герои сказок».

- Репетиция инсценировки сказки «Красная Шапочка».

- Изготовление и раздача приглашений на праздник родителям и ученикам первого класса.

- Чтение сказок учащимися.

4. Заключительный этап.

- Проведение викторины «В гостях у Золушки». (Приложение 4)

- Создание выставки работ учащихся: показ альбома: «Любимые герои сказок» приглашенным на праздник гостям.

- Показ инсценированной сказки « Красная Шапочка» для приглашенных гостей.

- Подведение итогов праздника. В заключение праздника и взрослые и дети исполняют песенку Красной Шапочки с движениями.

За время разработки и апробирование проекта велось наблюдение и коррекция действий по реализации поставленных задач не только для детей, но и для нас – руководителей. Работа была направленна как на сплочение коллектива, так и на индивидуальный подход к каждому ребенку и развитие его творческих способностей. Необходимо заметить большой вклад родителей для успешного проведения мероприятия. Их желание помочь, сделать праздник запоминающимся, передалось детям в раскрытии их творческих способностей, отношению к подготовке праздника. Желание детей продолжить знакомство со сказками Шарля Перро, их заинтересованность в посещении библиотеки и чтении книг позволяет нам сделать выводы, что цель и поставленные перед нами задачи были достигнуты.

Ход урока

Сегодня, ребята, мы совершаем удивительное путешествие в мир сказок.

Когда вы были совсем еще маленькими, мамы и бабушки укладывали вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже взрослые рассказывали сказки.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавая ее слушателям.

Слушатели пересказывали ее, добавляя, что - свое. И если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Ведь « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!..». Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми.

Итак, можно сделать вывод.

Что же такое сказка? (ответы детей)

Общий вывод: Сказка – это занимательный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Вывод вывешивается на доске.

- А ведь сказки бывают разные.

- Вы ребята знаете, какие бывают сказки? (Сказки о животных, волшебные сказки, социально бытовые)

- Кто является главным персонажем сказок о животных? (Животные, иногда им противостоит человек, но чаще всего животные являются добрыми помощниками главного героя.)

- А какие сказки о животных вы знаете? («Теремок», Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.д.) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

- А какие сказки называются волшебными?

Сказки, в которых происходят различные невероятные превращения. Где речь идет об удивительных приключениях и обязательно они связаны с волшебством. Герои этих сказок: летают на коврах самолетах, бегают по земле в сапогах-скороходах, пользуются шапкой невидимкой, едят со скатерти – самобранке.

- А какие волшебные сказки вы знаете? («Золушка», «Царевна лягушка», «Кот в сапогах» и так далее) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

- И, наконец, какие же сказки являются социально-бытовые? (Это сказки главные персонажи, которых одерживают победу не с помощью волшебства, а благодаря своему уму, смекалке, смелости и хитрости).

- Какие социально-бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора», «Иванушка – дурачок», «О папе и его работнике Балде» показ картинок из сказок на интерактивной доске.)

Не редко сказки (особенно волшебные) начинаются с присказки. Назначение присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, о чем далее будет говориться в сказке.

- А какие присказки знаете вы? («Это только присказка, сказка впереди», «Сказка вся, более сказать нельзя», «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец» и т.д.) показ на интерактивной доске. Традиционно элементом сказки является зачин (начало). Мы сразу понимаем, что перед нами сказка. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказок, место и время действия.

- А какой зачин знаете вы, ребята? («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»… и так далее) показ на интерактивной доске.

Сказки подразделяются на народные и авторские.

- Как вы думаете, какие сказки называются народными сказками? (Сказки, которые, сочинял народ и, которые передавались из уст в уста.)

- А какие сказки называются авторскими? (А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, Л.Н.Толстой, Братья Грим, Ш.Перро).

Вот и сегодня мы с вами познакомимся с одним из писателей сказочников Шарлем Перро.

Рассказ учителя.

Давным-давно правил во Франции король Людовик IV, которого, за любовь к блистательному, изящному прозвали королем – Солнца. В его прекрасный замок допускались только благородные особы. Здесь признавали только высокое искусство.

А сказки в те времена жили только среди простого народа. Они помогали снять усталость после тяжелого трудового дня, дарили надежду на лучшие времена. Придворные же короля - Солнца считали сказки низменным чтением, не достойным знати.

В одной такой знаменитой семье было 5 братьев. Все они получили хорошее образование: занимались наукой, искусством. А младший Шарль – достиг самых больших высот: стал генеральным секретарем королевских построек, членом Французской академии, языковедом, придворным поэтом.

Но так случилось, что эта важная птица, был с детства очарован народными сказками. И таким сильным было его увлечение, что он сам занялся сочинением сказок. Когда их стало много, Шарлю захотелось издать их. Но как это сделать, чтобы не испортить репутацию?

Шарль Перро подписался именем брата. Но когда обман раскрылся, как ни странно, придворная знать не стала насмехаться над новоявленным сказочником, а, наоборот, осыпала его почестями. Книги со сказками Перро зачитывались придворными дамами до дыр.

Потом Шарль Перро выпустил новое издание сказок, который дошел нас под названием «Сказки матушки Гусыни».

В России сказки Шарля Перро перевели такие мастера, как Василий Жуковский, Иван Тургенев. Они сразу завоевали любовь взрослых и детей.

Прошло более 200 лет, все государственные заслуги Шарля Перро давно забыты. А вот сказки его будут долго жить среди нас.

- А какие сказки Шарля Перро знаете вы, ребята? («Красная Шапочка», «Золушка», Спящая красавица»… и т.д.)

Сейчас я проверю, как вы знаете сказки Шарля Перро.

Отгадайте загадки.

Мы из сказки, ты нас знаешь…
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – так, что ж?
Сказку заново прочтешь!
Она красива и добра,
Имя ее от слова «зола»?
(Золушка)

Спит юная дева уж сотню лет,
Спасателя принца все нет и нет.
(Спящая красавица)

Охотнику нужна двустволка,
Чтоб девочку спасти от волка…
(Красная Шапочка)

Знайте, этого плутишку ни кому не обхитрить
Людоеда, словно мышку, умудрился проглотить.
(Кот в сапогах)

4. Физ. минутка.

5. Знакомство со сказкой Шарля Перро «Красная Шапочка».

Ребята, я предлагаю вам не только прочитать сказку, но и инсценировать ее. Мы с вами устроим праздник для наших родителей и учеников первого класса. Как вы к этому относитесь? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами прочитаем сказку Ш.Перро «Красная Шапочка».

(Чтение сказки)

6. Словарная работа.

Сложные слова по ходу чтения сказки, выводятся на интерактивной доске. Проводится разбор слов.

7. Подведение итога урока.

- Какую задачу мы с вами сегодня поставили на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- С каким сказочником вы познакомились?

- Чему учат нас сказки Шарля Перро?