Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету «Иностранный язык (английский)». Спецкурс «совершенствуй свой английский». 9-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9

Ключевые слова: английский язык, рабочая программа


Пояснительная записка

Данная программа составлена для проведения внеурочных занятий по английскому языку школы для учащихся 9-х классов и рассчитана на 68 часов.

Рабочая программа спецкурса «Совершенствуй свой английский» составлена на основе ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 № 1897); Предлагаемая программа направлена на усовершенствование лексико-грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения лексико - грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной (повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.). В программе соблюдается четкий баланс устных и письменных упражнений для развития основных лексико ­- грамматических навыков.

Применяемый комплексный подход к изучению английского языка дает высокие результаты при подготовке учащихся к ОГЭ в 9 классе по предмету «Английский язык». Ввиду особенности применяемых методик, учащиеся, выполняя лексико-грамматические упражнения, одновременно совершенствуют основные навыки, необходимые для прохождения остальных (помимо заданий на проверку лексико-грамматических знаний и навыков) частей экзамена: письменная речь и устная часть экзамена. Программа призвана углубить знания школьников по всем видам речевой деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что учащиеся нуждаются не только в более глубоких знаниях по предмету, но и в приобретении навыков по выполнению заданий повышенной сложности в формате ЕГЭ, FCE, TOEFL и т.д.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • Применение в обучении иностранного языка творческого подхода (написание эссе, писем, статей, рецензий, проведение дебатов и т.д.) позволяет развить умения прямой грамотной письменной и устной коммуникации;
  • Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
  • Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала.

Цель курса: Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования.

Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Программа спецкурса «Совершенствуй свой английский» нацелена на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций учащихся и формирование у них навыка правильного употребления лексико- грамматических структур английского языка в различных видах речевой деятельности за счет предоставления дополнительных знаний по английскому языку, а также формирование умений и навыков, связанных с выполнением заданий повышенной трудности.

Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:

  • коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;
  • языковые знания и навыки;
  • социокультурные знания и навыки;
  • учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).

В процессе изучения спецкурса «Совершенствуй свой английский» реализуются следующие задачи:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

  • речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

2. Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации социальной адаптации;

  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/ третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
  • создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Общая характеристика учебного курса

Основное назначение программы курса внеурочной деятельности по английскому языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Место курса в учебном плане

Спецкурс «Совершенствуй свой английский»является частью учебного плана основной образовательной программы по английскому языку МАОУ «Гимназия № 2» для 9 класса и рассчитан на 2 учебных часа в неделю.

Предметные, метапредметные и личностные результаты

Предметные результаты:

  • Начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
  • Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение, просьбу, а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, используя соответствующий лексико-грамматический материал;
  • Сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
  • Применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе; соблюдать правила ударения в словах и фразах;
  • Использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
  • Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
  • Знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
  • Понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
  • Знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и синтаксические конструкции английского языка;
  • уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять обороты речи, скрытые образным сближением слов;

Метапредметные результаты

  • Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
  • Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
  • Развить умения планировать свое речевое и неречевое поведение
  • Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.

Личностные результаты

  • Формировать осознание важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
  • Воспитывать у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
  • Воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
  • Формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
  • Развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
  • Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Содержание курса

Содержание программы спецкурса«Совершенствуй свой английский» направлено на развитие познавательных способностей и удовлетворение интересов учащихся, связанных с современными требованиями языковой подготовки, а также с их коммуникативными потребностями. Программа расширяет базовые знания учащихся и углубляет их по следующим речевым ситуациям:

  • Человек
  • Дом
  • Школа
  • Работа
  • Личная и общественная жизнь
  • Еда
  • Покупки и услуги
  • Путешествия и туризм
  • Культура
  • Спорт
  • Здоровье
  • Наука и техника
  • Природа
  • Некоторые сведения об англо-говорящих странах

В программу входит 5 разделов:

Раздел I. Обучение выполнению лексико-грамматических заданий

Грамматические и лексические задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического соответствия

Раздел II. Обучение чтению

Чтение текстов на базовом и повышенном уровне с установлением соответствий.

Раздел III. Обучение аудированию

Аудирование текстов на базовом и повышенном уровне с установлением соответствий.

Раздел IV. Обучение устной речи

Ситуации с раскрытием предложенных опций. Аргументированные ответы. Средства логической связи. Конкретные высказывания, соответствующие содержанию опций.

Раздел V. Обучение письму

Письма разного характера.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Обучение выполнению лексико-грамматических заданий

12 ч.

2.

Обучение чтению

12 ч.

3.

Обучение аудированию

12ч.

4.

Обучение устной речи

20ч.

5.

Обучение письму

12ч.

Учебно–тематический план

№ п\п

Тема

1.

Communication. The Environment.

2.

Grammar and Vocabulary. Use of English

3.

Speaking: Pairwork task

4.

Reading: Multiple matching: summaries

5.

Listening: Note-taking

6.

Writing: Transactional letter

7.

Science-fiction films. Space Travel.

8.

Grammar and Vocabulary. Use of English

9.

Speaking: Pairwork task

10.

Reading: Multiple matching. Gapped text: scentences

11.

Listening: Multiple choice

12.

Writing: Informal letter

13.

The Weather and the Natural World.

14.

Grammar and Vocabulary. Use of English

15.

Speaking: Photographs

16.

Reading: Multiple choice

17.

Listening: Yes| No questions

18.

Writing: Transactional letter

19.

Science and Technology

20.

Grammar and Vocabulary. Use of English

21.

Speaking: Pairwork task

22.

Reading: Multiple matching: headings

23.

Listening: Multiple choice

24.

Writing: Short story

25.

Health and Fitness. Food.

26.

Grammar and Vocabulary. Use of English

27.

Speaking: Photographs.

28.

Reading: Multiple choice. Information gap

29.

Listening Multiple choice.

30.

Writing: Magazine article

31.

Sport. Famous People.

32.

Grammar and Vocabulary. Use of English

33.

Speaking: Information gap.

34.

Reading: Multiple matching: headings

35.

Listening: Note-taking

36.

Writing: Magazine article

37.

Celebrations and Festivals.

38.

Grammar and Vocabulary. Use of English

39.

Speaking: Pairwork task

40.

Reading: Multiple choice

41.

Listening: Multiple choice

42.

Writing: Descriptive composition

43.

Travel and Transport.

44.

Grammar and Vocabulary. Use of English

45.

Speaking: Photographs

46.

Reading: Gapped text: scentences

47.

Listening: Note-taking

48.

Writing: Report

49.

Shopping and Consumerism.

50.

Grammar and Vocabulary. Use of English

51.

Speaking: Pairwork task

52.

Reading: Multiple choice

53.

Listening: Multiple matching

54.

Writing: Transactional letter

55.

Education. Jobs.

56.

Grammar and Vocabulary. Use of English

57.

Speaking: Pairwork task. Photographs

58.

Reading: Gapped text: missing paragraphs

59.

Listening: True\ False questions

60.

Writing: Opinion composition. Letter of application

61.

The Media. Crime.

62.

Grammar and Vocabulary. Use of English

63

Speaking: Telling a story using picture prompts

64.

Reading: Gapped text: missing paragraphs

65.

Listening: Multiple matching

66.

Writing: Argumentative composition

67.

Test 1 Listening and Reading

68

Test 2 Use of English andWriting

Формы проведения занятий

  • Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
  • Работа в парах.
  • Индивидуальные консультации.
  • Самостоятельная работа.
  • Семинары в форме дебатов и дискуссий.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
  • Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание открытки, статья, эссе и т.д.).
  • Проектная деятельность.
  • Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.
  • Тестовые задания.
  • Зачет в письменной форме.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации программыспецкурса«Совершенствуй свой английский» учащиеся должны:

знать/понимать:

  • значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения;
  • значения изученных грамматических явлений в расширенном объеме;
  • страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников;
  • языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

уметь:

  • услышать информацию и установить соответствия;
  • прочитать информацию и установить соответствия;
  • грамматически правильно оформлять речь;
  • высказаться по ситуации с раскрытием предложенных опций;
  • участвовать в этикетном диалоге
  • дать аргументированный ответ на вопрос собеседника;
  • логично построить высказывание, используя средства логической связи;
  • уметь дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;
  • выполнять коммуникативно-ориентированные грамматические и лексические задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического соответстви
  • вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
  • читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
  • научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
  • выполнять проектную работу (эссе, письмо, доклад, реферат, презентацию);
  • самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
  • сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Материально-техническое обеспечение

Учебные пособия

1. Е. Н. Соловова, И.Е. Соколова StateExam. Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам. PearsonEducation: Longman, 2007
2. LukeProdromou. Rising Star.A Pre-First Certificate Course. Macmillan, 2005
3. Luke Prodromou. Star.First Certificate. Macmillan, 2007
4. Sally Burgess, Richard Acklam. Gold. . First Certificate. Longman, 2007
5. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles Exams Skills for Russia. Speaking and Listening. Macmillan, 2010
6. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles Exams Skills for Russia. Reading and Writing. Macmillan, 2010
7. Malcolm Mann, Steve Taylore-KnowlesGrammar and Vocabulary. Pre - Intermediate toIntermediate. Student’s Book. Macmillan, 2010
8. Malcolm Mann, Steve Taylore-KnowlesGrammar and Vocabulary. Pre - Intermediate toIntermediate. Teacher’s Book. Macmillan, 2010
9. M. Harrison, Oxford Exam Support. Tests. Oxford University Press, 2006

Интернет-источники

1. ege.yandex.ru/english-gia/ ГИА по английскому языку.
2. http://abc-english-grammar.com/ Изучение английского языка.
3. http://engblog.ru/ Сайт для учителей английского языка
4. http://onlinenglish.ru/ Английский язык онлайн
7. http://www.britishcouncil.org/ru/ British Council.
8. http://www.englishonlinefree.ru/ Учим английский язык онлайн.
9. http://www.homeenglish.ru/ Английский язык.
10. http://www.native-english.ru/ Английский язык онлайн.
11. www.1sept.ru/ Школа цифрового века
12. www.correctenglish.ru/ Изучение английского языка.
13. www.english.language.ru/ Английский язык.ru.
14. www.englishteachers.ru/ Портал для учителей английского языка.
15. www.moeobrazovanie.ru/ Мое образование: онлайн тестирование. - материал, знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании;
16. www.prosv.ru/ Сайт издательства «Просвещение».
17. www.resolventa.ru/demo/eng/demogiaeng.htm / Демонстрационные варианты ГИА по английскому языку (9 класс)

Наглядные пособия:

  • грамматические таблицы
  • тематические картины

Электронно-звуковые пособия:

  • аудио-видео материалы

Технические средства:

  • компьютер, ноутбук, проектор, принтер

Рекомендуемая литература

  1. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2014. – (Серия «Стандарты второго поколения»)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика – СПб., 1997.
  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании – М., 2010.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полак – М., 2009. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам – М.: Просвещение, 2005.
  6. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - N 7. - С. 151-157.
  7. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.
  8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).