Пояснительная записка
Данная программа составлена для проведения внеурочных занятий по английскому языку школы для учащихся 9-х классов и рассчитана на 68 часов.
Рабочая программа спецкурса «Совершенствуй свой английский» составлена на основе ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 № 1897); Предлагаемая программа направлена на усовершенствование лексико-грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения лексико - грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной (повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.). В программе соблюдается четкий баланс устных и письменных упражнений для развития основных лексико - грамматических навыков.
Применяемый комплексный подход к изучению английского языка дает высокие результаты при подготовке учащихся к ОГЭ в 9 классе по предмету «Английский язык». Ввиду особенности применяемых методик, учащиеся, выполняя лексико-грамматические упражнения, одновременно совершенствуют основные навыки, необходимые для прохождения остальных (помимо заданий на проверку лексико-грамматических знаний и навыков) частей экзамена: письменная речь и устная часть экзамена. Программа призвана углубить знания школьников по всем видам речевой деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что учащиеся нуждаются не только в более глубоких знаниях по предмету, но и в приобретении навыков по выполнению заданий повышенной сложности в формате ЕГЭ, FCE, TOEFL и т.д.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- Применение в обучении иностранного языка творческого подхода (написание эссе, писем, статей, рецензий, проведение дебатов и т.д.) позволяет развить умения прямой грамотной письменной и устной коммуникации;
- Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
- Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала.
Цель курса: Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования.
Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Программа спецкурса «Совершенствуй свой английский» нацелена на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций учащихся и формирование у них навыка правильного употребления лексико- грамматических структур английского языка в различных видах речевой деятельности за счет предоставления дополнительных знаний по английскому языку, а также формирование умений и навыков, связанных с выполнением заданий повышенной трудности.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:
- коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;
- языковые знания и навыки;
- социокультурные знания и навыки;
- учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).
В процессе изучения спецкурса «Совершенствуй свой английский» реализуются следующие задачи:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
2. Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации социальной адаптации;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/ третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
- создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Основное назначение программы курса внеурочной деятельности по английскому языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Место курса в учебном плане
Спецкурс «Совершенствуй свой английский»является частью учебного плана основной образовательной программы по английскому языку МАОУ «Гимназия № 2» для 9 класса и рассчитан на 2 учебных часа в неделю.
Предметные, метапредметные и личностные результаты
Предметные результаты:
- Начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
- Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение, просьбу, а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, используя соответствующий лексико-грамматический материал;
- Сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- Применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе; соблюдать правила ударения в словах и фразах;
- Использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
- Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- Знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- Понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- Знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и синтаксические конструкции английского языка;
- уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять обороты речи, скрытые образным сближением слов;
Метапредметные результаты
- Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
- Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
- Развить умения планировать свое речевое и неречевое поведение
- Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.
Личностные результаты
- Формировать осознание важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
- Воспитывать у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
- Воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
- Формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
- Развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
- Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Содержание курса
Содержание программы спецкурса«Совершенствуй свой английский» направлено на развитие познавательных способностей и удовлетворение интересов учащихся, связанных с современными требованиями языковой подготовки, а также с их коммуникативными потребностями. Программа расширяет базовые знания учащихся и углубляет их по следующим речевым ситуациям:
- Человек
- Дом
- Школа
- Работа
- Личная и общественная жизнь
- Еда
- Покупки и услуги
- Путешествия и туризм
- Культура
- Спорт
- Здоровье
- Наука и техника
- Природа
- Некоторые сведения об англо-говорящих странах
В программу входит 5 разделов:
Раздел I. Обучение выполнению лексико-грамматических заданий
Грамматические и лексические задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического соответствия
Раздел II. Обучение чтению
Чтение текстов на базовом и повышенном уровне с установлением соответствий.
Раздел III. Обучение аудированию
Аудирование текстов на базовом и повышенном уровне с установлением соответствий.
Раздел IV. Обучение устной речи
Ситуации с раскрытием предложенных опций. Аргументированные ответы. Средства логической связи. Конкретные высказывания, соответствующие содержанию опций.
Раздел V. Обучение письму
Письма разного характера.
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1. |
Обучение выполнению лексико-грамматических заданий |
12 ч. |
2. |
Обучение чтению |
12 ч. |
3. |
Обучение аудированию |
12ч. |
4. |
Обучение устной речи |
20ч. |
5. |
Обучение письму |
12ч. |
Учебно–тематический план
№ п\п | Тема |
1. |
Communication. The Environment. |
2. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
3. |
Speaking: Pairwork task |
4. |
Reading: Multiple matching: summaries |
5. |
Listening: Note-taking |
6. |
Writing: Transactional letter |
7. |
Science-fiction films. Space Travel. |
8. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
9. |
Speaking: Pairwork task |
10. |
Reading: Multiple matching. Gapped text: scentences |
11. |
Listening: Multiple choice |
12. |
Writing: Informal letter |
13. |
The Weather and the Natural World. |
14. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
15. |
Speaking: Photographs |
16. |
Reading: Multiple choice |
17. |
Listening: Yes| No questions |
18. |
Writing: Transactional letter |
19. |
Science and Technology |
20. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
21. |
Speaking: Pairwork task |
22. |
Reading: Multiple matching: headings |
23. |
Listening: Multiple choice |
24. |
Writing: Short story |
25. |
Health and Fitness. Food. |
26. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
27. |
Speaking: Photographs. |
28. |
Reading: Multiple choice. Information gap |
29. |
Listening Multiple choice. |
30. |
Writing: Magazine article |
31. |
Sport. Famous People. |
32. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
33. |
Speaking: Information gap. |
34. |
Reading: Multiple matching: headings |
35. |
Listening: Note-taking |
36. |
Writing: Magazine article |
37. |
Celebrations and Festivals. |
38. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
39. |
Speaking: Pairwork task |
40. |
Reading: Multiple choice |
41. |
Listening: Multiple choice |
42. |
Writing: Descriptive composition |
43. |
Travel and Transport. |
44. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
45. |
Speaking: Photographs |
46. |
Reading: Gapped text: scentences |
47. |
Listening: Note-taking |
48. |
Writing: Report |
49. |
Shopping and Consumerism. |
50. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
51. |
Speaking: Pairwork task |
52. |
Reading: Multiple choice |
53. |
Listening: Multiple matching |
54. |
Writing: Transactional letter |
55. |
Education. Jobs. |
56. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
57. |
Speaking: Pairwork task. Photographs |
58. |
Reading: Gapped text: missing paragraphs |
59. |
Listening: True\ False questions |
60. |
Writing: Opinion composition. Letter of application |
61. |
The Media. Crime. |
62. |
Grammar and Vocabulary. Use of English |
63 |
Speaking: Telling a story using picture prompts |
64. |
Reading: Gapped text: missing paragraphs |
65. |
Listening: Multiple matching |
66. |
Writing: Argumentative composition |
67. |
Test 1 Listening and Reading |
68 |
Test 2 Use of English andWriting |
Формы проведения занятий
- Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
- Работа в парах.
- Индивидуальные консультации.
- Самостоятельная работа.
- Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
- Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание открытки, статья, эссе и т.д.).
- Проектная деятельность.
- Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.
- Тестовые задания.
- Зачет в письменной форме.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программыспецкурса«Совершенствуй свой английский» учащиеся должны:
знать/понимать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения;
- значения изученных грамматических явлений в расширенном объеме;
- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников;
- языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;
уметь:
- услышать информацию и установить соответствия;
- прочитать информацию и установить соответствия;
- грамматически правильно оформлять речь;
- высказаться по ситуации с раскрытием предложенных опций;
- участвовать в этикетном диалоге
- дать аргументированный ответ на вопрос собеседника;
- логично построить высказывание, используя средства логической связи;
- уметь дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;
- выполнять коммуникативно-ориентированные грамматические и лексические задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического соответстви
- вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
- читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
- научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
- выполнять проектную работу (эссе, письмо, доклад, реферат, презентацию);
- самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
- сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Материально-техническое обеспечение
Учебные пособия
1. Е. Н. Соловова, И.Е. Соколова StateExam. Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам. PearsonEducation: Longman, 2007
2. LukeProdromou. Rising Star.A Pre-First Certificate Course. Macmillan, 2005
3. Luke Prodromou. Star.First Certificate. Macmillan, 2007
4. Sally Burgess, Richard Acklam. Gold. . First Certificate. Longman, 2007
5. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles Exams Skills for Russia. Speaking and Listening. Macmillan, 2010
6. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles Exams Skills for Russia. Reading and Writing. Macmillan, 2010
7. Malcolm Mann, Steve Taylore-KnowlesGrammar and Vocabulary. Pre - Intermediate toIntermediate. Student’s Book. Macmillan, 2010
8. Malcolm Mann, Steve Taylore-KnowlesGrammar and Vocabulary. Pre - Intermediate toIntermediate. Teacher’s Book. Macmillan, 2010
9. M. Harrison, Oxford Exam Support. Tests. Oxford University Press, 2006
Интернет-источники
1. ege.yandex.ru/english-gia/ ГИА по английскому языку.
2. http://abc-english-grammar.com/ Изучение английского языка.
3. http://engblog.ru/ Сайт для учителей английского языка
4. http://onlinenglish.ru/ Английский язык онлайн
7. http://www.britishcouncil.org/ru/ British Council.
8. http://www.englishonlinefree.ru/ Учим английский язык онлайн.
9. http://www.homeenglish.ru/ Английский язык.
10. http://www.native-english.ru/ Английский язык онлайн.
11. www.1sept.ru/ Школа цифрового века
12. www.correctenglish.ru/ Изучение английского языка.
13. www.english.language.ru/ Английский язык.ru.
14. www.englishteachers.ru/ Портал для учителей английского языка.
15. www.moeobrazovanie.ru/ Мое образование: онлайн тестирование. - материал, знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании;
16. www.prosv.ru/ Сайт издательства «Просвещение».
17. www.resolventa.ru/demo/eng/demogiaeng.htm / Демонстрационные варианты ГИА по английскому языку (9 класс)
Наглядные пособия:
- грамматические таблицы
- тематические картины
Электронно-звуковые пособия:
- аудио-видео материалы
Технические средства:
- компьютер, ноутбук, проектор, принтер
Рекомендуемая литература
- Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2014. – (Серия «Стандарты второго поколения»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика – СПб., 1997.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании – М., 2010.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полак – М., 2009. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам – М.: Просвещение, 2005.
- Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - N 7. - С. 151-157.
- Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).