Направление развития личности школьника: социальное
Форма организации: кружок
Классы, в которых реализуется программа: 8
Срок реализации программы: 1 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты:
- Обучающийся повысит уровень психологической компетенции за счет пополнения соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, через развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги
- Обучающийся получит возможность самостоятельного предпрофессионального выбора, повысит уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии
- Обучающийся приобретёт опыт презентации своего предпрофессионального выбора с учетом современных требований
Воспитательные результаты:
- первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения, о роли этики и эстетики в жизни человека) и социально - значимых навыков (позитивное и конструктивное отношение к собственной личности, позитивное общение, адекватная самооценка, управление собственными эмоциями, продуктивное взаимодействие).
- второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества: гражданская активность, социальная сознательность, совместная ответственность.
- третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, т.е. расширение границ деятельности (группа, класс, школа, социум), усложнение взаимодействия со взрослыми.
Система оценки планируемых результатов, подведение итогов реализации программы:
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются презентация, творческий отчет.
Оценивание образовательных результатов может проводиться с применением следующих методов: тестирование, собеседование.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел (тема) |
Содержание |
Вид внеурочной деятельности |
Формы внеурочной деятельности |
|
1 |
Иʜᴛᴇллектуальные способности и успешность професϲᴎонального труда |
Диагностические процедуры: |
Познавательная |
Комбинированное занятие
Пϲᴎхотехнические игры и методики
Развивающая психодиагностика
Развивающая психодиагностика
Развивающая психодиагностика
Развивающая психодиагностика
Активизирующая игра |
1.1 |
Способность к запоминанию. |
Сравнительный анализ эффективности механическᴏᴦᴏ и смыслового запоминания; |
||
1.2 |
Способность оперировать пространственными представлениями. |
Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур». |
||
1.3 |
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями |
Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации». |
||
1.4 |
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности |
Диагностические процедуры. |
||
1.5 |
Индивидуальные стили кодирования информации |
Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма» |
||
1.6 |
Индивидуальные стили переработки информации |
Диагностические процедуры. |
||
2 |
Неисчерпаемость человеческих ресурсов |
Развивающие процедуры. |
||
2.1 |
Профессиональные пробы по профессиям «человек-природа» (Животноводство) |
Практическая работа: «Составление индивидуальной программы самовоспитания (образ будущего)» |
|
|
3 |
Человек в новых социально-экономических условиях |
Развивающие процедуры. |
Групповая беседа |
|
3.1 |
Профессиональные пробы по профессиям «человек-природа» (Животноводство) |
Развивающие процедуры. |
Групповая беседа |
|
4 |
Человек ϲᴩеди людей |
Умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях. |
Групповая беседа |
|
4.1 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» (медицина, предпринимательство) |
Психотехническая игра «Угадай человека». |
|
|
5 |
Современный рынок труда и его требования к професϲᴎоналу |
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие» |
|
Групповая беседа |
5.1 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» |
Практическая работа «Определение изменений состава професϲᴎй на одном из предприятий за последние пять лет» |
|
|
6 |
Пути получения професϲᴎи |
Система професϲᴎонально-техническᴏᴦᴏ образования. Типы професϲᴎональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. |
|
Групповая беседа |
6.1 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» |
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения |
|
|
7 |
Моя профессиональная карьера |
Система професϲᴎонально-техническᴏᴦᴏ образования. Типы професϲᴎональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. |
|
Комбинированное занятие |
7.1 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» |
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения |
|
|
8 |
Оценка способности школьников к выбору професϲᴎи |
Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии |
|
Комбинированное занятие |
9 |
Профконсультационные услуги |
Возможность получения профессиональной и медицинской консультации |
|
Консультирование специалистов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел (тема) |
Общее количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
1 |
Иʜᴛᴇллектуальные способности и успешность професϲᴎонального труда |
13 |
4 |
9 |
2 |
Неисчерпаемость человеческих ресурсов |
3 |
1 |
2 |
3 |
Человек в новых социально-экономических условиях |
3 |
1 |
2 |
4 |
Человек ϲᴩеди людей |
2 |
1 |
1 |
5 |
Современный рынок труда и его требования к професϲᴎоналу |
3 |
1 |
2 |
6 |
Пути получения професϲᴎи |
2 |
1 |
1 |
7 |
Моя профессиональная карьера |
2 |
1 |
1 |
8 |
Оценка способности школьников к выбору професϲᴎи |
3 |
1 |
2 |
9 |
Профконсультационные услуги |
3 |
1 |
2 |
ВСЕГО |
34 |
12 |
22 |
Приложение
к программе внеурочной деятельности
«Твоя профессиональная карьера»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема |
Количество часов |
Дата |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
1-2 |
Иʜᴛᴇллектуальные способности и успешность професϲᴎонального труда |
2 |
|
1 |
1 |
3-4 |
Способность к запоминанию |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
5 |
Способность оперировать пространственными представлениями |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
6-7 |
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
8-9 |
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
10-11 |
Индивидуальные стили кодирования информации |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
12-13 |
Индивидуальные стили переработки информации |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
14 |
Неисчерпаемость человеческих ресурсов |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
15-16 |
Профессиональные пробы по профессиям «человек-природа» (Животноводство) |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
17 |
Человек в новых социально-экономических условиях |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
18-19 |
Профессиональные пробы по профессиям «человек-природа» (Животноводство) |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
20 |
Человек ϲᴩеди людей |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
21 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» (медицина, предпринимательство) |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
22 |
Современный рынок труда и его требования к професϲᴎоналу |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
23-24 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
25 |
Пути получения професϲᴎи |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
26 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
27 |
Моя профессиональная карьера |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
28 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
29-31 |
Оценка способности школьников к выбору професϲᴎи |
3 |
|
1 |
2 |
32-34 |
Профконсультационные услуги |
3 |
|
1 |
2 |
ВСЕГО |
34 |
|
12 |
22 |
Учебно-методический комплекс
1. Программа курса «Твоя профессиональная карьера»: С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, Т.И. Шалавина, В.А. Власов,
М.С. Гуткин, С.П. Зуева, Л.Н.Кабардова, В.В. Колинько, Н.И. Мелешко, Е.А. Рыкова. М.: Просвещение, 2006.
2. Методика «Твоя профессиональная карьера»: С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов. Под редакцией С.Н. Чистяковой М.: Просвещение, 2006
Пособия для учителя и учащихся
1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор". - СПб.: Речь, 2007.
2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 2009г.
3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 2010г.
4. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М., 2010г.
5. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1985г.
6. Тутушкина М.К., и др. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. – С-П. зд.: «Дидактика Плюс» 2008г.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р\н Д «Феникс» 2011г.
8. Газ. «Школьный психолог» 2008г. № 16 «Перекресток».
9. Газ. «Школьный психолог» 2008г. №40 (октябрь) «Профессиональный пасьянс»; «Формула – 5».
10. Газ. «Школьный психолог» 2006г №42 с.8 Профконсультационная игра.
11. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского – М., 2008г.
12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
13. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
15. Практическая психология образования. Под ред. И.В.Дубровиной – М., 2008г. стр.445.
16. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. Изд. ООО «Феникс +» 2009г.
17. Твоя профессиональная карьера учебник под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М. «Просвещение» 2010г.
18. Твоя профессиональная карьера методика преподавания курса Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М. «Просвещение» 2010г.
19. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию Москва. УЦ «Перспектива» 2010г
20. А.П.Чернявская Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.
21. Резапкина Г.В. Я и моя профессия Москва «Генезис» 2008г.