Разминки на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


У каждого учителя за время работы появилась своя педагогическая копилка. Из своего опыта я хотела бы поделиться разминками на уроках русского языка.

Чтобы с первых минут урока вовлечь детей в учебный процесс, нужно начать занятие с чего-то яркого, неожиданного, интересного. На каждом уроке ребенок должен узнавать что-то новое, и речь сейчас идёт не о новой теме урока, а о каких-то жизненных фактах, которые смогут запомниться детям. Например, тема урока «жи-ши», а вы, записывая слово «ёжик», рассказываете детям, что маленькие ежата рождаются совсем без иголок и показываете картинку. В эту минуту к доске будет приковано внимание всего класса.

Чем больше знаний о правилах русского языка получают дети за годы обучения, тем тяжелее проверить знание всех этих правил у каждого ребёнка. Например, дети прошли тему «Алфавит», и учитель задал выучить порядок букв в русском языке. К сожалению, знать наизусть алфавит будет только половина класса. И в основном те, кто выучил его еще в детском саду, готовясь к школе. Современные дети не понимают, зачем что-то учить, если в любой момент это можно посмотреть в интернете. А те, кто всё-таки выучил домашнее задание, забудут его, если материал не будет часто востребован на уроках. Как это изменить?

Практически каждый свой урок русского языка я начинаю с кусочка алфавита. Например, запишите буквы от И до Р по порядку. И дети красиво (минутка чистописания!) пишут в тетради эти буквы. Можно только заглавные, можно вместе со строчными. Затем обязательная проверка у доски, чтобы исправить ошибки-пропуски. Но просто писать буквы, да ещё каждый день неинтересно. Интересным будет задание к ним. Поэтому на следующей строчке я предлагаю выполнить задание к этим буквам. Оно может быть таким:

  • напишите 5 стран, которые начинаются только с буквы из этого промежутка (Россия, Италия, Испания, Норвегия, Китай), или
  • 5 городов (Москва, Йошкар-Ола, Киев, Минск, Лондон), или
  • 5 имен мальчиков/девочек, которые начинаются с этих букв,
  • 1 страну, 1 город, 1 море, 1 реку, 1 название животного/растения. Всё должно начинаться только с букв, которые есть в этом промежутке (Россия, Ижевск, Красное море, река Нева, лев). Здесь многие дети «садятся в лужу», записывая название животного тоже с большой буквы. Но этот момент ошибки очень полезен, он дает возможность повторить правило.

Ученик, который называет подходящий вариант, выходит к доске его записывать.

Вариантов заданий может быть сколько угодно, выбираем по возрасту детей. Должно быть трудно, но не сложно. Написать несколько городов труднее, чем несколько стран.

Часто я сама даю названия стран, а детей прошу написать их столицы.

Такие разминки я начинаю проводить с конца 1-го класса. Во 2-м классе таким же образом тренируем все материки и океаны. И т.к. этот материал востребован всё время, то в памяти детей он оседает намертво. А главное, что у детей горят глаза, начинается поиск слова.

Часто я дополняю информацию. Например, записали Франция - Париж, а я рассказываю про главную реку Парижа – Сену, и необычное слово запоминается. На доске Япония – Токио, я показываю флаг Японии, объясняю, что он символизирует. Но не более одного комментария к разминке, иначе слишком много отвлеченной информации, и мы не уложимся по времени.

На такие разминки я трачу только 5 минут урока, но пользы от них много. Это и тренировка алфавита, и письмо слов с заглавной и строчной буквы, и географические названия.

Но проводить их нужно не периодически, а на регулярной основе, не менее 3-4-х раз в неделю. В 4-м классе такие разминки готовят уже сами ученики. И у них отлично получается. Некоторые ученики делали разминку по аналогии с моими заданиями, другие подходили творчески, придумывали оригинальные задачи, например, записать только «цветные» моря, записать 5 животных Австралии и т.д.

Отдельно хотела бы рассказать о словарных диктантах. Я давно пришла к мысли, что если хочешь, чтобы дети писали правильно словарные слова, то тренируй их письмо каждый день. Если задать учить слова домой, к проверочному словарному диктанту будет готово 70% класса, остальные дети, даже если учили, к проверке уже всё забыли. Поэтому каждый день мы пишем в рабочей тетради словарные диктанты (7-8 слов). И на материале этих слов можно также отрабатывать прошлые темы.

Слова может диктовать как учитель, так и дети. Выбираете колонку детей, и они по цепочке называют словарные слова, а весь класс их пишет. Кто-то один в это время работает, спрятавшись за доской. Если ученик в цепочке не может назвать любое словарное слово, не помнит,  то он просто пропускает ход.

Если слова диктует учитель, то можно сделать два столбика, например, живая и неживая природа. А в 3-м классе добавить одушевленные и неодушевленные существительные. Это помогает ещё раз навести порядок в знаниях детей, и разобраться, что объект живой природы не всегда будет одушевлённым существительным.

Когда слова записаны и проверены, можно к ним предложить какое-либо задание из прошлых тем. Например,

  • разделить эти слова на слоги или для переноса,
  • показать зелёным карандашом мягкие согласные, 
  • посчитать количество звуков/букв,
  • выделить окончания у всех слов (замечательно, если среди словарных слов в таком случае будет пальто или кино),
  • составить с одним из слов словосочетание и предложение,
  • составить с этими словами три вида предложений (вопросительное, повествовательное и побудительное),
  • записать однокоренные слова к одному из словарных слов, и т.д.

Я стараюсь, чтобы задания предлагали сами дети, а я только выбираю, что актуально проверить на данном уроке, и что поможет перейти к теме занятия в дальнейшем.

Как видите, за малое количество времени можно успеть вспомнить очень многое.

Надеюсь, что мой опыт таких разминок пригодится другим учителям.