Цели.
- Осознание себя, своих возможностей.
- Самооценка своих достижений.
- Развитие гибкости мышления.
Материал. Листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход занятия
Упражнение «Выявление причин и следствий»
Ведущий: Назовите, что является ПРИЧИНОЙ, а что СЛЕДСТВИЕМ
Смех, шутка
Дети: - ПРИЧИНА - шутка, а СЛЕДСТВИЕ - смех.
Ведущий: Назовите, какие могут быть еще следствия?
Дети: - Слезы, драка, обида, синяки.
- Хорошее настроение.
Ведущий: Да, бывают и слезы, и обида из-за шутки. Будьте осторожны с юмором! Не обидно, когда шутка направлена на обстоятельства и когда человек говорит с юмором про самого себя. Но когда шутка адресована другому человеку, могут возникнуть и такие следствия.
Ведущий: Следующее задание. Что является ПРИЧИНОЙ, а что СЛЕДСТВИЕМ? Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
Дети: - ПРИЧИНА - дождь, СЛЕДСТВИЕ - мокрые деревья, мокрая трава, лужи.
Ведущий: Назовите, какие могут быть еще следствия?
Дети: - Гроза, град.
- Мокрый асфальт.
- Плохое настроение.
Ведущий: Серое небо, осень, желтые листья, холодные дожди.
Дети: - ПРИЧИНА- осень, ЕЩЕ СЛЕДСТВИЯ - птицы улетают на юг.
Ведущий: Снег, мороз, вьюга, зима, лед
Дети:- ПРИЧИНА- зима. ЕЩЕ СЛЕДСТВИЯ - гололед, узоры на окнах.
Ведущий: Рекорд, медаль, тренировки, победа.
Дети: - ПРИЧИНА - тренировки, ЕЩЕ СЛЕДСТВИЯ - соревнования, травмы.
Ведущий. Какие Вы молодцы! Вы отлично справились с этим упражнением!
Ведущий: Что такое достижение?
Дети: - Когда что-то получается.
- Делал, делал - и получилось.
- Говорят - «Достиг цели». Куда-то шел, дошел - достиг цели.
Ведущий: Совершенно верно. Достижение - это следствие каких-то усилий. Можем дать такое определение: «Достижение - это положительный результат каких-либо усилий, успех».
Сейчас вы получите вот такой листок, на котором написано «Самооценка моих достижений». Чтобы достичь успеха, любой человек совершает определенные действия. Причиной достижений является действие, усилие человека. Чтобы хорошо учиться, вы тоже прикладываете усилия. А для чего вы учитесь?
Дети: - Чтобы много знать.
- Поступить в институт.
- Чтобы мозг развивался.
- Чтобы мама не ругалась.
Ведущий: О! Какие вы умные дети! Вы все сказали правильно. И чтобы родители не огорчались, чтобы вы были знающими людьми, и чтобы вы развивались и были успешными.
Ученые считают, что есть качества личности, которые помогают в учебе и в жизни. Я их сейчас перечислю: любознательность, умение думать, общительность, умение рисковать, принципиальность, обладание знаниями, ответственность, открытость, здоровье, самопонимание. Сегодня мы будем оценивать только одно из перечисленных качеств, и оценки себе будете ставить сами. Посмотрите на лист «Достижений», который вы получили. Вы видите, что он разделен на несколько колонок. В первой колонке написано: «Я учусь, чтобы быть: ...» Что дальше в этой колонке можно прочитать?
Кто-то из детей читает: «Быть любознательным».
Ведущий: Очень хорошо. Что значит быть любознательным? Здесь приводятся три пункта. Прочитайте.
(Кто-то из детей читает вслух).
- Я ответственен за свое обучение.
- Я задаю вопросы.
- Я провожу исследования.
Ведущий: Значит, быть любознательным, это: самому отвечать за свое обучение, задавать вопросы, проводить исследования.
Посмотрим на вторую колонку. Что здесь написано?
Кто-то читает: «Баллы».
Ведущий: Самый высокий балл - четыре. Самый низкий - один балл. Два и три - средние баллы. И за каждый пункт надо поставить себе оценку. Например: «Я ответственен за свое обучение». Если без напоминаний делаете уроки, выполняете все задания учителя - уверенно ставьте себе четыре. Если родители напоминают и они контролируют - три. Если не делаете все задания, долго собираетесь, несмотря на напоминания - два. И если все делается с ремнем - один.
Второй пункт: «Я задаю вопросы». Имеется в виду, что задаете вопросы, чтобы узнать что-то новое, уточнить непонятное. Задаете вопросы взрослым, учителям, сами себе. Ищете ответы в справочниках, интернете, у друзей. Если это так - то ставьте четыре. Если вам самому кажется, что вы не очень часто задаете вопросы - то три или два балла. И если совсем редко задаете вопросы - то один.
Третий пункт: «Я провожу исследования». Многие из вас делают исследовательскую или проектную работу. Конечно, сразу можно поставить четыре. Некоторые дома любят экспериментировать - тоже четыре. Кто-то - только когда задают сделать доклад ищет материал. Значит - три балла. Изредка вместе с кем-нибудь что-нибудь изучает - два. И, соответственно, один - если совсем не занимаетесь никакими исследованиями.
В следующей колонке написано, что?
Дети читают: «Фактическая информация».
Ведущий: Что это значит?
Ответы детей: - Ну, какие-то факты.
- Наверное, какие-нибудь дела.
Ведущий: Да. Здесь, где написано «Фактическая информация», надо написать, какие конкретные действия вы делаете. Мы уже об этом говорили, когда обсуждали баллы. А здесь надо записать конкретные действия. Например: «Сажусь делать уроки в три часа без напоминаний». Привести пример своего вопроса. Написать, какое исследование проводили. Или написать название своего доклада.
И последняя колонка как называется?
Дети читают: «Причины, если низкая оценка».
Ведущий: здесь нужно написать, почему ты сам себе поставил низкую оценку.
Это сложная, но очень интересная работа. Только вы сами все про себя знаете - и сильные стороны, и свои слабые стороны. Если кому-то понадобится помощь, я подойду. Начинаем. (Ответы детей представлены в таблице).
Упражнение «Самооценка моих достижений»
Имя |
Я учусь, чтобы быть
|
Б
|
Фактическая информация |
Причины (если низкая оценка) |
Е.Д. |
Любознательным
|
4
3
|
- Я всегда делаю домашнее задание и умею себя контролировать, распределять время.
|
|
С.П. |
Любознательным
- Я провожу исследования |
3 1 1 |
- Если я получаю плохую оценку я иду к учителю и спрашиваю, почему и за что я ее получил. |
- У меня редко возникают вопросы на уроках
|
К.Д. |
Любознательным
|
3
4
|
-Я всегда делаю домашнее задание, я всегда делаю доклады
Я крайне любопытна
|
|
И.М. |
Любознательным
|
3
2
|
-Я делаю д/з, я внимательно слушаю на уроках. Когда отвечают мои одноклассники, я слушаю и думаю, что я могла бы добавить к их рассказу. |
-Я не люблю проводить исследования |
Ч.В. |
Любознательным
|
4
1
|
-Я думаю это важно, я отвечаю на уроках и делаю домашнее задание |
-Нет, я волнуюсь |
Ч.Д. |
Любознательным
|
4
2
|
-Я делаю домашнюю работу регулярно, когда мне интересна тема я готовлю доклады на эту тему |
-Иногда я стесняюсь или у меня нет вопросов |
Д.С. |
Любознательным
|
4
4
|
-Я люблю учиться (отличник)
|
|
П.Л. |
Любознательным
|
4
3
|
-Делаю домашние задания
|
|
В.К. |
Любознательным
|
4
3
|
-Я отношусь серьезно к учебе
|
-Не хватает времени |
Д.М. |
Любознательным
|
4
3
|
-Я люблю учиться (математика)
-Я не часто задаю вопросы
|
|
Н.И. |
Любознательным
|
3
4
|
-Я тщательно делаю уроки
-Я любопытен
|
|
После заполнения каждый ребенок вслух зачитывает свою самооценку.
Ведущий: Как вы сейчас себя чувствуете после этой сложной работы по исследованию самого себя?
Дети: - Интересно. Как будто бы я взрослый.
- Как будто бы после контрольной.
Ведущий: Как будто посмотрели на себя со стороны и понравились себе. Это и облегчение, и удовольствие от того, что сделал новую и сложную работу. Достиг результата - взглянул на себя со стороны.
Ведущий. Ребята, спасибо за работу на занятии! Мне было очень интересно пообщаться с вами на тему «Я учусь, чтобы быть …ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ».
Литература
- Яковлева Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности: Методическое пособие в 3 ч. - М.: АПКиППРО, 2016, - 117 с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006, - 480 с.