Особенности формирования исторических представлений у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Современная система школьного образования характеризуется постоянными изменениями и совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Федеральные государственные стандарты образования подразумевают, что результатом образования должна быть гармонично развитая личность с высоким уровнем социальной адаптированности, необходимыми навыками для последующего обучения, соответствующим уровнем ответственности за себя и свою жизнь.

И особое место в школьном образовании принадлежит такого рода знаниям, при усвоении которых дети не только получают информацию, но и формируют у себя свою позицию в отношении к ней, делая определенные выводы, что, в конечном счете, имеет воспитательный эффект. Одним из примеров таких знаний являются исторические знания, на базе которых формируются исторические представления у детей.

Младший школьный возраст, с которого начинается формирование исторических представлений, содержит в себе многочисленные позитивные изменения в развитии психики и поведения ребенка. Это своего рода сензитивный период, в рамках которого у ребенка формируется познавательное отношение к окружающей действительности, развиваются учебные навыки, улучшаются самоорганизация и саморегуляция поведения. Центральными психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются следующие характеристики: достижение качественного нового уровня сформированности произвольной регуляции поведения и деятельности; улучшение рефлексии, анализа и внутреннего плана действий; ребенок по-новому воспринимает окружающий мир, выстраивая к нему новое познавательное отношение; младший школьник ориентируется на группу сверстников.

Как показали психолого-педагогические исследования середины прошлого века, для того, чтобы у детей были сформированы правильные и полные представления о чем-либо, совершенно недостаточна простая демонстрация изображений, которая сопровождается вербальным материалом и объяснением. Поэтому требуется использование таких приемов, которые содействуют тому, чтобы эти представления закреплялись и уточнялись. В частности, такими приемами являются, например, словесное описание, рисование, графическое воспроизведение объекта и т.д.

В  одном из  своих  исследований  кандидат  педагогических  наук, доцент МГПУ Е.Ф.Козина экспериментально обосновала педагогические условия формирования научных представлений о пространстве и времени у младших школьников. В частности, Е.Ф.Козина выделила следующие условия:

- соблюдение преемственности этапов формирования научных представлений о пространстве и времени у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

-  систематизация знаний обучающихся начальных классов о пространстве и времени и реализация этой системы через методику изучения данных категорий;

- вовлечение детей в целенаправленное наблюдение за реальными объектами и явлениями окружающего мира как отправная точка процесса формирования научных пространственно-временных представлений у младших школьников в рамках постоянно осуществляемого соотнесения модели и оригинала;

- реализация междисциплинарно-тематического подхода к исследованию учащимися начальных классов пространства и времени в предметах естественного, гуманитарного циклов.

Необходимо отметить, что в истории как науке ключевыми категориями являются такие категории, как:

- историческое время;

- историческое пространство;

- историческое движение (развитие).

Именно указанные категории задают усвояемую школьниками систему исторических знаний, на базе которых формируются исторические представления детей.

Под историческими представлениями применительно к общеобразовательной школе понимается отражение в сознании учащихся исторических фактов, событий и личностей, которые локализуются в пространственно-временном континууме.

Также нужно заметить, что на основе исторических представлений формируются исторические понятия – и чем шире и глубже образы прошлого, тем содержательнее понятия об этом прошлом.

Учитывая общепсихологическое определение психического процесса представления при изучении истории, у младших школьников должен быть создан целостный образ исторической реальности – ее времени, пространства и движения. И такая сформированность исторических представлений возможна лишь при правильной организации учебного процесса на уроках истории с использованием адекватных для младшего школьного возраста развивающих методов и приемов. При этом формирование исторических представлений в начальной школе осуществляется не так, как в среднем или старшем школьном звене. Дело в том, что старшеклассники уже изучают конкретные события, которые происходят в пространственно-временных рамках, обусловленные различными факторами. В то же время младшие школьники обычно просто изучают персоналии и исторические события (например, Кутузов – это великий победоносный полководец войны 1812 г.; а реформы Петра – события, которые связаны с г. Санкт-Петербург, построением флота и т.п.).

Для того, чтобы у младших школьников сформировать исторические представления, необходимо использовать ассоциации с имеющимися у детей представлениями о современных событиях или явлениях.

При построении уроков истории особое внимание нужно обратить на две группы исторических фактов:

- первая группа – факты, которые отражают единичные события, являющимися неповторимыми (например, Ледовое побоище 1242 г., либо Куликовская битва 1380 г. и т.д.);

- вторая группа – исторические явления, которые характерны для определенного периода или эпохи (например, крепостное право, крестьянские бунты и т.д.).

Надо заметить, что исторические факты могут быть различной степени объема, а также разного уровней сложности и значимости. И сложные исторические факты могут быть поняты и осмыслены детьми только с помощью их разбора посредством анализа более простых фактов, включенных в какой-либо сложный факт. С другой стороны, сами простые факты нуждаются в определенной конкретизации (необходимы точные даты, имена участников и т.д.).

Только сочетание фактов различной сложности позволяет воссоздавать конкретные образы исторических событий. При этом исторические события и явления имеют между собой теснейшую связь.

Кроме того, нужно иметь в виду, что факты являются основой для того, чтобы делать теоретические выводы и обобщения. И здесь возникает проблема соотношения данных фактов, их разумного сочетания, которое должно быть понятно для младших школьников.

Выделяют следующие приемы формирования у младших школьников исторических представлений:

- описание содержания исторической картины;

- анализ события или факта;

- сюжетный рассказ;

- практические действия учеников (рисование, изготовление макетов, работа с пластилином и т.д.).

Отдельные исторические факты, события, явления должны рассматриваться в их временной протяженности, последовательности, синхронности или асинхронности протекания. Способ ориентации учащихся в историческом времени должен включать действия сравнения, сопоставления, соотношения заданного факта истории с другими фактами во временных и пространственных связях. При этом необходимым условием является широкое применение наглядных пособий, которые могут быть выполнены и самими обучающимися  (в рамках внеурочной деятельности в том числе).

Современные ученые и в наши дни продолжают исследования в области методического обеспечения учебного процесса на уроках истории в школе и создания психолого-педагогических условий для высокой эффективности формирования у детей исторических представлений.