Проект рабочей программы учителя-логопеда по формированию речевых компонентов воспитанников старшего дошкольного возраста (6–7 лет) с учетом ФГОС дошкольного образования 2018–2020 гг.

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: речь, речевые умения


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Проект рабочей программы разработан в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании”, с учетом «Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года». Содержание проекта рабочей программы соответствует ФГОС ДО, целям и задачам адаптированной образовательной программы ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ № 11 «Машенька». Также используются современные достижения логопедической науки и практики, специальной педагогики и дефектологии (Н.В Микляевой, С.Н. Шаховской), отражающие представления о структуре речевого нарушения, особенностях детей с нарушениями речи, онтогенезе раннего речевого развития, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений, таким образом возникла необходимость разработки проекта программы по формированию речевых компонентов у детей старшего дошкольного возраста.

Проект программы составлен на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
В основе создания этого проекта программы использован опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, подкреплённый современными научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в списке литературы.

В проекте рабочей программы определены целевые ориентиры, основные задачи и приоритетные направления коррекционно-развивающей работы, сделан акцент на использование современных образовательных технологий с учетом индивидуальных особенностей детей, условия и средства речевого развития воспитанников.

Данный проект рабочей программы не является статичным по своему характеру. Темы НОД могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Проект программы рассчитан на один год обучения.

1.2. Актуальность составления образовательной программы.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

  • Появление компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров, Интернета изменило формы общения: дети меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет, по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
  • Изменились глубина, количество и структура дефектов речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
  • Дефицит внимания.
  • Низкий уровень развития самоконтроля.
  • Низкий уровень познавательной активности.
  • Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
  • Особенности зрительно-пространственного восприятия.
  • Низкий уровень мотивации к обучению.

К тому же и программы, на основе которых составлен проект рабочей программы учителя-логопеда, не учитывают клинических особенностей современных детей.
В тоже время готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания проекта рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушениями речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

1.3 Цели и задачи программы.

Цель: реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение ООП ДО и успешную социализацию в обществе путем обеспечения равных стартовых возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения.

  • Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  •  преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слухового восприятия;
  • подготовка к овладению элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • развитие связной речи;
  • развитие коммуникативных функций и успешности в общении;
  • осуществление преемственности в работе с родителями и законными представителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений;
  • развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача программы).

1.4 Принципы и подходы к формированию программы.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • учет ведущей деятельности воспитанников и индивидуального подхода;
  • принцип создания равных условий образования детей дошкольного возраста;
  • принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
  • принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Особенности проекта рабочей программы

  • Определение приоритетныхнаправлений иустановление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры речевых нарушений детей с ОНР.
  •  Обеспечение преемственности и взаимосвязи в деятельности логопеда, воспитателей и специалистов в разнообразных организационных формах обучения, посредством реализации интеграционного подхода в планировании НОД, интеграции задач коррекционной, развивающей направленности.
  • Организация единого речевого режима в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей в соответствии с методическими комплектами по лексическим темам.
  • Распределение НОД по развитию речи, проводимых воспитателем и логопедом в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенным СанПиНами.
  • Организация развивающей речевой среды.
  • Обеспечение преемственности и взаимосвязи в работе педагогов при организации индивидуальной работы с детьми.

1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников 7 - го года с ТНР

Возрастные особенности дошкольниковс ТНР

Индивидуальные особенности группы

- На фоне сравнительно развернутой речи отмечаютсянеточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детейпреобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующихкачество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов нафоне отсутствия в речи их сложных видов.

- Присутствует недостаточная сформированностьграмматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных ивидовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способамисловообразования дети почти не пользуются.

- В активной речи употребляются преимущественнопростые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения впостроении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- У большинства детей еще сохраняются недостаткипроизношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большиетрудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

- Понимание обиходной речи в основном хорошее, ноиногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловыхзначений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многимиграмматическими формами.

 На начало учебного года средний уровеньформирования грамматического строя речи - 80%, низкий- 20%

У большинства детей средний уровеньсформированности грамматических категорий, трудности в образованииотносительных и притяжательных прилагательных, согласовании существительных счислительными. Низкий уровень у ребенка с тугоухостью (нарушена понятийнаясторона речи), один ребенок с нарушением импрессивной стороны речи (ДЦП).

Результатыобследования связной речи – средний уровень - 80%, низкий- 20%
На началогода связная речь находится в стадии формирования, обратить внимание наразвернутость, выразительность языковых средств. Дети со сложными речевыми ифизическими диагнозами нуждаются в особом индивидуальном подходе.

Развитиеязыкового анализа и синтеза на начало года: средний уровень - 80%, низкий - 20%.

Работа поразвитию языкового анализа и синтеза была начата в прошлом году и детипоказали в большинстве средний уровень. Особое внимание необходимо обратитьна развитие навыков звукового анализа слов вновь поступивших детей.

Развитиелексической системы и навыков словообразования находится на среднем уровне -80%, низком - 20%.

Детипоказали хорошие результаты навыков словообразования, знания обобщающихпонятий. У 3 детей со сложной речевой патологией возникли трудности в речевомплане (имея богатый пассивный словарь, не могли выразить свои мысли).

Раздел развития фонематического слуха показалсредний уровень - 80% у 12 детей, низкий - 20% у 3 воспитанников.Воспитанники допускают ошибки в выделении первого и последнего звука в слове,путают звонкие и глухие согласные.

1.6 Приоритетные направления

Приоритетным направлением работы, с учетом специфики детей, является формирование фонематического слуха, как основного этапа развития речи детей с ОНР.
Для оценки уровня освоения детьми программы разработан педагогический мониторинг, данные которого используются для проектирования индивидуального образовательного маршрута и траектории развития каждого воспитанника, корректировки поставленных задач с учетом достижений детей в освоении программы и используются современные оценочные средства, такие как: языковое портфолио и рейтинговая динамика развития речи воспитанников.

Учет индивидуальных особенностей воспитанников обеспечивается применением следующих образовательных технологий:

  • дифференцированного подхода посредством использования разноуровневых и компетентно-ориентированных задач, результаты выполнения которых фиксируются в индивидуальных картах учета достижений и логокоррекционных планах;
  • при проектном методе осуществляется индивидуальное сопровождение;
  • ИКТ технологии в рамках развития самостоятельной активности.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»

В проекте рабочей программе представлен комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год), активно реализуется метод проектного взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного пространства.

В процессе образовательной работы проходит интеграция основных видов организованной образовательной деятельности:

  • Познавательное развитие (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира).
  • Социально – коммуникативное развитие (труд, безопасность).
  • Художественно–эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, музыка).
  • Физическое развитие (физическая культура, здоровье).
  • Образовательное направление «Речевое развитие».

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целевые ориентиры:

  • употребляют в речи синонимы, антонимы, распространенные предложения разных видов;
  • различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • называют в последовательности слова в предложении, звуки, слоги в словах;
  • находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове;
  • адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности);
  • пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения;
  • составляют по плану и образцу рассказы о предмете по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
  •  владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

2.2 Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО

Формы и методыработы

 Приемы логопедической работы

Подгрупповаялогопедическая НОД

Позволяютэффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которыеявляются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы.

В основе планирования лежат тематический иконцентрический подходы.

-При планировании ипроведении подгрупповых логопедических НОД определяются тема и цели, выделяетсясловарь, который дети должны усвоить в активной речи; отбирается лексическийматериал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения,индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этомдопускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала

-Обеспечиваетсяпостепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий с учетом зоныближайшего развития дошкольников; регулярное повторение усвоенного речевогоматериала.

Оптимизация содержания НОД обеспечивается их интегрированным характером, когдапараллельно реализуются и дополняют друг друга разные линии работы покоррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а такжепсихических и психофизиологических функций.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников обеспечивает выраженный позитивныйэффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательныхпсихических процессов.

К подгрупповым НОД предъявляются требования:

- динамичности,включение игровых фрагментов и сюрпризных моментов; частойсмены видов деятельности и использования разнообразного дидактическогоматериала;

- развития у детейумения слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

Индивидуальные НОД

-Направлены наформирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение ирасширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношенияопределяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждогоребенка и индивидуальным перспективным планом.

-Основнаязадача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формированиизвуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительныхартикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговойструктуры слова, развитие фонематического слуха и формированиефонематического восприятия.

2.3 Использование учебно-методического комплекта в реализации проекта рабочей программы

При реализации проекта программы используется учебно-методический комплект (УМК) для детей с ТНР, предназначенный для индивидуальной и подгрупповой работы логопеда, воспитателя и родителей воспитанников:

  • Методическое пособие для автоматизации звуков логопедом: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, под ред.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В.
  • Комплект пособий по автоматизации звуков: Автоматизация звуков в игровых упражнениях, под ред. Комаровой Л.А.
  • Методическое пособие: Учим слова и предложения, под редакцией Сидоровой У.М.
  • Комплект методических пособий: Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников, под ред. Гомзяк О.С.
  • Комплект пособий: Логопедические задания для детей 5-7 лет с ОНР, под ред. Теремковой Н.Э.
  • Методические пособия: Логопедический букварь для подготовки к школе; Пишем вместе с логопедом, под ред. Косиновой Е.М.

Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми после КИ апробируются следующие УМК:

  • Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху: Я слышу мир! Санкт-Петербургского НИИ уха, горла и носа.
  • Комплект пособий: Занимаемся с Ушариком, под ред. Зонтовой О.В.
  • Методические пособия: Читать раньше, чем говорить!; Лексика, грамматика и связная речь, под ред. Созоновой Н.Н, Куциной Е.В.
  • Методическое пособие: Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией, под ред. Нищевой Н.В.

Также в УМК реализации проекта программы входит использование ИКТ, таких как:

  • компьютерная программа В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей»; логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»; логопедический тренажер «Дельфа-142»; комплект логопедических интерактивных игр Мерсибо.

2.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

  • дистанция, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
  • ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
  • развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета содержательно-насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически-привлекательная.

Пространство логопедического кабинета организовано в виде разграниченных «центров», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

2.4 Организация деятельности учителя-логопеда

Логопедические НОД начинаются с 1 сентября. С 17 по 28 сентября проводится логопедическое обследование. Период с 27 по 31 мая отводится на диагностику сформированности речевого развития.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных НОД максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПин. Продолжительность образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни – не более 30 минут. Перерывы между периодами образовательной деятельности должны быть не меньше 10 мин.

2.5 Диагностика усвоения программы

Компоненты программы

Критерии усвоения

Уровни диагностики

Методикиобследования детей

Грамматический стройречи

Состояние словоизмененияед. и мн. число существительных; употребление существительных в различныхпадежах; согласование существительных с прилагательными, числительными,местоимениями

Оптимальный уровеньсоответствует возрастной норме

Достаточный уровень допускаетнезначительное количество ошибок

Низкий уровень допускаетбольшое количество ошибок

Низший уровень допускаетгрубые ошибки

Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда». - М.Владос,2011;

Новиковская А. С. «Альбом по развитию речи»,Астрель, 2010; Володина В.В. «Альбом развития речи дошкольников», «РОСМЕН»,2013

Е.АСтребелева «Психолого-педагогическаядиагностика развития детей»

Связная речь

Составлениепредложений по сюжетной картинке, серии картин и сложносочиненных исложноподчиненных предложений; составление рассказа по графической схеме; пересказ

Языковой анализ

Слоговой и звуковой анализи синтез; умение подобрать слово с заданным звуком; подобрать слова сзаданным количеством звуков; чтение и печатание слогов и слов

Лексическая системаи навыки словообразования

Употреблениеантонимов и обобщающих слов;
подбор признаков кпредметам; понимание и употребление предлогов в речи; образование с помощьюуменьшительно-ласкательных суффиксов; образование названий детенышей, относительныхи притяжательных прилагательных

Фонематический слух

Дифференциациязвонких и глухих, мягких и твердых согласных звуков; различие слов со сходнымзвуковым составом; отбор картинок с заданным звуком и выделение первого ипоследнего звука в словах; придумывание слов с заданным звуком

 

 

2.6 Взаимосвязь с участниками образовательного процесса.

Организация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые используются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и создания речевой среды, введением журналов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

В работе логопеда с родителями и педагогами используются следующие формы: тестирование и анкетирование, дни открытых дверей, консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, праздники и развлечения.

Одним из наиболее продуктивных форм работы на мой взгляд является использование проектного метода. В течение года планируется реализация таких образовательных проектов как:

Проектно-тематическое планирование

Направленностьпроекта

долгосрочный

среднесрочный

краткосрочный

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитиядетей (Лэпбук)
(сентябрь-май)

Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельностиучителей-логопедов, как условие речевого развития детей
(декабрь-апрель)

Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшегодошкольного возраста с речевой патологией через продуктивные виды деятельности (июль)

Формирование связнойречи и развитие моторных функций
посредством исполь-зованияпиктограмм и тактильных тренажеров
(ноябрь-март)

 

Формирование фонематического восприятия посредством активного включенияродителей в коррекционно-образовательный процесс
(октябрь-декабрь)

Предполагаемый результат:

  • установление партнерских отношений с педагогами и семьями воспитанников;
  •  привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе;
  • заинтересованность в положительном результате коррекционного процесса.

3.Организационный раздел

3.1 Перечень основных видов организованной образовательной деятельности учителя – логопеда

Согласно нормативам СанПин 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г. в логопедической группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) планируется 4 подгрупповых НОД. Общее количество подгрупповых НОД в год – 148 (+ 13 в летний период). В соответствии СанПин продолжительность НОД с детьми 7-го года жизни - 30 минут.

3.2 Учебный план логопедической группы старшего дошкольного возраста (6 -7 лет)

Обучение детей в логопедических группах предусматривает три периода: 1 период – сентябрь-ноябрь; 2 период – декабрь- февраль; 3 период – март- май.


Месяц

Кол-во недель

Кол-во НОД в неделю

Общее кол-во НОД

Формированию лексико-грамматических категорий иразвитие связной речи

Формирование фонетико-фонематических представлений сэлементами обучения грамоте

 

1 период обучения

 

01.09.15 – 15.09.15

2 недели

Логопедическое обследование

 

Сентябрь - ноябрь

12 недель

2 НОД в неделю

2 НОД в неделю

Всего 48 НОД

 

2 период обучения

 

Декабрь - Февраль

12 недель

2 НОД в неделю

2 НОД в неделю

Всего 48 НОД

 

3 период обучения

 

Март - Май

13 недель

2 НОД в неделю

2 НОД в неделю

Всего 52 НОД

Использованная литература:

  • Косинова Е.М. Логопедический букварь. - М., 2014.
  • Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». - М., 2008.
  • Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М., 1985.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., 2003.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2005.
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2009.