Развитие читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности школьников

Разделы: Русский язык, Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: Развитие, чтение


В контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сегодня сталкивается с проблемой сравнительно низкого уровня общекультурной компетентности всего населения, в том числе снижением интереса к чтению у населения.

Эта тенденция обусловлена бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение. Однако во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

По статистике работников библиотек большинство людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Современные дети в лучшем случае читают только произведения по школьной программе, но таких «книголюбов» тоже очень мало. Чтение чаще всего заменяется на компьютерные игры в сети Интернет, общение в социальных сетях или просмотр фильмов.
Наша страна, действительно, подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Педагогическая проблема в этом вопросе наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

  • снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
  • уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы;
  • снижением техники чтения и необходимостью читать большой объём информации по каждому предмету школьной программы;
  • информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства);
  • неумением учащихся качественно работать с информацией – анализировать прочитанное, выделять главное, сворачивать информацию и делать выводы;
  • наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Практика показывает, что учащиеся начальной школы обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения. Это подтверждается и высокой активностью посещения ими школьной библиотеки. Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах, а к 9-10 классу читательская грамотность учащихся существенно снижается.

Отсюда возникает проблема перед российской школой: как сохранить и развить читательскую компетентность обучающихся на второй ступени обучения?

Эту проблему позволяет решить технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Вот некоторые приёмы развития критического мышления, применимые на уроках чтения и литературы.

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Инсерт. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Чтение с остановками. Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

Письмо. Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста.

Формирование читательской компетенции школьников – залог успешности обучения, воспитания самостоятельности, самообразования через осознание учащимся себя как грамотного читателя.

В этой связи очень важно внедрить в учебный процесс приемы технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо», способствующие развитию читательской грамотности; выявить и спроектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения; развить потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности, включающих в себя культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию не только компетентного, но и творческого читателя.

Хочется отметить в качестве положительного опыта создание на базе школы Клуба любителей чтения, целью которого является формирование современного позитивного имиджа чтения, популяризация чтения среди школьников, родителей, учителей.

В рамках Клуба предполагается работа в следующих направлениях:

  • «Книга на сцене» (форма работы – инсценирование произведения). Данное направление предполагает создание актерской группы детей.

В нашей школе долгие годы работает театральная студия «Волшебный фонарь» под руководством ветерана педколлектива Алишевой Ф.А.

  • Флэшмоб. Совместное сотрудничество с заведующим школьной библиотеки. Формы работы: отклик на прочитанную книгу, которую ребята, прочитав, передавали друг другу; флэшмоб во время общешкольного классного часа на всех параллелях ребятам предлагается достать из рюкзаков и прочитать свою книгу в течение 10 минут, которую они принесли с собой в школу, порекомендовать другим); флэшмобы в поддержку национальной программы развития чтения на площади города, у городской библиотеки, в социальных сетях. Результат деятельности: социальный видеоролик о проблеме чтения созданный участниками клуба любителей чтения.
  • «Поэтический дебют», направление для которого выявляются школьники, имеющие поэтические способности. Результат: создание сборника «Любители словес прекрасных…».
  • «Герой нашего времени» - направление, целью которого является создание единого читательского пространства: ученик – родитель – учитель – библиотекарь - известный поэт города - представитель СМИ. В рамках данного направления осуществляются семинары с участием представителей различных поколений, профессиональной направленности. Участники семинаров презентуют свою творческую разработку, посвященную одной книге. Заданный формат рекламы включает в себя различные виды деятельности (художественное творчество, психологический анализ, информационный поиск, критическое размышление и др. – по желанию «героя» семинара).
  • Акции «Почитай-ка» направлены не только на формирование собственной позиции по проблеме чтения, ее значимости, но и на развитие волонтерских умений. В плане реализации проекта ребятам может быть предложено задание совместно с библиотекарем школы подобрать список интересной литературы по возрастным категориям. Школьники совместно с учителями информатики разрабатывают дизайн листовок и предлагают их посетителям торговых комплексов, горожанам.
  • Интеллектуальные квесты – направление, в основу которого положено выполнение детьми цепочки спортивно-интеллектуальных заданий (по сюжету литературных произведений детективного жанра, приключенческого, например, по сюжету произведений Э. По). Данное направление предполагает сотрудничество с педагогами-организаторами, вожатыми в период летней оздоровительной кампании.

Все направления деятельности Клуба любителей чтения ориентированы на сотрудничество с родителями, педагогами-организаторами, социальное партнерство с детскими библиотеками, СМИ. Все перечисленные формы работы можно организовать в пришкольном лагере.

Таким образом, работа по формированию читательской компетентности на уроках и во внеурочное время позволяет развивать у детей творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.

Руководить Клубом любителей чтения рекомендуется школьному библиотекарю и одному из учителей русского языка и литературы, осуществляющему свою профессиональную деятельность по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.