«… слишком уж долго сушили географию, усердно превращая её долбежнозубрёжный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…»
В.П.Семёнов–Тян-Шанский
И если когда-то географию можно было назвать наукой для общего ознакомления с миром, то сейчас она – важная часть всего образовательного процесса, такая же, как, например, изучение иностранных языков. Рельеф, климат и т.д. – без знаний всего этого в современном мире прожить можно, но так как границы государств постепенно меняются, государства разделяются, соединяются, изменяется экономическое развитие стран мира, формируются интеграционные объединения стран мира, уроки географии становятся все более важными.
Вклад географического образования в воспитание будущих компонентных граждан в наши дни значителен и уникален. География выступает тем элементом интеллектуальной и духовной культуры личности, который позволяет не просто понимать и осознавать многочисленные проблемы меняющегося мира, но и активно участвовать в их решении, познавать мир, уважать и понимать культуру своей страны и других народов, способствовать развитию своего родного края.
В настоящее время в связи с обновлением содержания среднего образования изменяются функции географии. География остаётся основным объектом для получения знаний и умений, но вместе с тем она больше становится средством развития учащихся.
И, как я считаю, успех обучения во многом определяется мотивами учения, а основами мотива являются потребности и интересы учащихся.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них. Решающими из них являются: содержание, структура учебного предмета, методы обучения, учебно-познавательная деятельность учащихся.
В современной географии происходят изменения в содержании, часто происходит замена материала в учебниках одного и того же класса разных издательств, увеличением содержания из других областей наук (исторических, биологических). Уменьшение часов на изучение предмета. Этого не должно быть.
География, конечно, имеет тесные взаимосвязи со многими науками, но в основе изучения должны быть географические знания, географические понятия, способствующие развитию географического языка, географического воображения, которые и вызывают интерес к изучению географии.
Но, конечно, современный урок может иметь и межпредметный характер, который связан с проведением исследований и проведением практических работ на местности.
При проведении урока географии нельзя забывать об краеведческой направленности, Знания о природе края, хозяйственной деятельности местного населения необходимо использовать в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний. Краеведческий материал необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение своей местности , но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.
Например: «Что такое холм?» «Чем отличается река от озера?» и т.д.
В среднем звене – это «Воздействие добывающей промышленности на земную поверхность». Экскурсии на предприятия АО «Полюс Алдан» (ЗИФ, карьеры, рудник «Куранах» АТТ и т.д).способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.
Применение краеведческого материала способствует и формированию системы географических знаний для выявления экологических проблем на территории своей местности и вооружение учащихся способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды.
Что часто является основой написания НИР в данном направлении. Например, такие работы как «Влияние золотодобывающей промышленности на окружающую среду п. Н.Куранах», «Экологический паспорт территории п. Н.Куранах», «Изменения рельефа территории», «Скрытая угроза», участвующие в НПК «Шаг в будущее», «В защиту природы» и занимали призовые места ещё раз подтверждают о познавательной активности учащихся в данной области.
Большую роль формирования интереса к предмету является и методы обучения или, как сейчас чаще мы говорим, выбор технологии. Но по моим наблюдениям использовать в чистом виде любую технологию, не заменяя или не дополняя другими методами не целесообразно. Это зависит от многих причин: состава учащихся класса, уровня их подготовленности, психологических особенностей готовности воспринимать и усваивать материал, и т.д., поэтому чаще всего на уроке мною используется система методов (комбинированный урок)
Важнейшее положение современной методики состоит в необходимости формировать у учащихся внутренние личностные учебно-познавательные мотивы, способствующие саморазвитию личности учащегося. Мотивы должны быть направлены не только на усвоение нового материала, но и на формирование способов деятельности.
Умения, как способы деятельности, учащиеся приобретают в течение всей жизни, и одно из важнейших – это учебная деятельность.
Учебная деятельность является сложным процессом, она является основой урока, представляющая собой процесс тесного единства содержательной и процессуальной составляющих. Содержание современного урока географии должно быть пронизано различными действиями (познавательными, регулятивными, коммуникативными и др.)
Одним из важнейших элементов нового педагогического мышления, нового взгляда на учебную деятельность учащихся и весь учебный процесс является изменение взгляда на ученика как на субъект воспитания и обучения. Именно личность ученика должна быть поставлена в центр учебного процесса и это требует от учителя переосмысление целей и задач урока с позиции ученика. Отсюда возникает необходимость поставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающего явления, события, уметь их обосновать, пробуждать у него интерес к ещё не решённым задачам, к решению проблем. Например, при изучении природных зон усваиваются на основе следующих учебных действий; определять природную зону, составлять характеристику; устанавливать её местонахождение на карте, выявлять закономерности и особенности, выявлятьсходство и различие, условия проживания и возможность хозяйственной деятельности человека, обосновывать и разрешать проблемы, прогнозировать. Все эти действия в дальнейшем могут быть применимы в любой ситуации. Всё это основано на мыслительной деятельности учащегося. Мыслительная деятельность учащихся выражается в умение анализировать, обобщать, что способствует развитию познавательной деятельности учащихся: наблюдательности, мышлению, воображению.
Большую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс новых технических средств обучения, в частности, компьютеров, использование которых расширяет возможности учителя в организации более эффективного учебного процесса, предоставляет новые возможности учащимся в освоении знаний. ФГОС основного общего образования акционирует внимание на обеспечение условий для развития личности, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителя.
Учитель на уроках открывает для учащихся удивительный мир географии, и познавая его, учащиеся открывают путь для самообразования, способствуют активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса, ведёт путь к успеху.
Урок совершенствуется, приобретает новые свойственные времени черты - урок мысли, общения, творчества!
В.А.Сухомлинский писал: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов...»
Каждому ученику очень важно чувствовать и знать свою значимость, свои достижения, поэтому оценить его деятельность, в полной мере учитывать его способности и постараться найти те методы и способы в пространстве обучения и воспитания, позволяющие ему добиться успеха.
Литература
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972.
2. Г.К.Селевко. Технология саморазвития личности Ярославль–Москва. 2005.
3. В.М.Лизинский. Приёмы и формы в учебной деятельности Москва. 2004.