Как сделать урок интересным? Как научить маленького ребенка иностранному языку, когда он даже не всегда понимает, зачем ему иностранный язык? Современный ФГОС подразумевает использование в образовательном процессе различных педагогических технологий. Статья посвящена игровым технологиям, потому как их применение эффективно на уроках английского языка, особенно в начальной школе.
Использование игр на уроках иностранного языка всегда было и будет актуальной проблемой. Исследования детских психологов показали, что дети дошкольного возраста 80% знаний, умений и навыков получают через игру, младшие школьники – 50%, подростки – 20%.
Игры на уроках английского языка можно разделить на следующие категории:
- фонетические;
- лексические;
- грамматические;
- орфографические;
- для обучения чтению;
- для обучения аудированию;
- для обучения говорению.
Представлю вашему вниманию по одной игре из каждой категории.
Фонетические игры
Цели: тренировка учащихся в произношении английских звуков; формирование навыков фонетического слуха.
«Если слышишь — сядь («Sit for sounds»)
Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на определенный звук.
Например:
«I am going to say four words. Sit down when you hear one that begins with the sound [t] Ready? DISH, VERY, THAT, TIDY…»
Лексические игры
Цели: тренировать употребление лексики; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся.
Поменяйтесь местами
Дети становятся в круг. Играют все одновременно. В руках у них карточки с изображением животных. Учитель называет двух животных. Дети, имеющие карточки с изображением этих животных, быстро меняются местами.
Грамматические игры
Цели: научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов; развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
«Magic Box»
Цель: закрепление употребления изученных временных форм.
В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами
Орфографические игры
Цель: тренировать написание английских слов.
«Кто больше?»
Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда должна записать как можно больше слов по темам: а) дикие животные; б) домашние животные. Затем команды обмениваются списками слов, проверяют орфографию команды-соперника.
Игры для обучения чтению
Цели: устанавливать звуко-буквенные соответствия; правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением; читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы.
«Вставь пропущенную букву и прочитай»
Учитель готовит набор картинок с изображением, например, предметов одежды, и карточки со словами, в которых пропущены буквы:
_AT (hat)
_RESS (dress)
_-SHIRT (T-shirt)
_EANS (jeans)
_OAT (coat)
_OOTS (boots)
Ученики смотрят на картинку, вставляют необходимую пропущенную букву, читают слова.
Игры для обучения аудированию
Цели: научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; выделять главное в потоке информации; развить слуховую память и реакцию.
«The last letter»
Формируются две команды. Представитель первой команды называет слово, ученики из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т.д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово. Например: arm, map, pen, nose, eye, ear, и т.д.
Игры для обучения говорению
Цели: научить умению выражать мысли в логической последовательности; практически и творчески применять полученные речевые навыки; обучить речевой реакции в процессе коммуникации.
Самый эффективный вид игры для обучения говорению — это сюжетно-ролевая игра. С ее помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.
«Удостоверение личности»
Цель: активизация навыков и умений описания внешности и характера человека, сообщение основных данных о нем на иностранном языке.
Ход игры: играющие делятся на пары. Каждый получает бланк удостоверения личности. Бланки заполняются в парах, играющий заполняет бланк своего товарища. После заполнения участники игры представляют группе своего товарища.
Используя эти и многие другие игры у детей, во-первых, возрастает интерес к предмету, а, во-вторых, повышается эффективность уроков.