Занятие, посвященное Международному дню толерантности (терпимости) "Урок толерантности"

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: толерантность


Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность» и сформировать представление о толерантной личности.

Задачи:

  • поднятие общего эмоционального тонуса;
  • активизация навыков сотрудничества, доброжелательности;
  • расширение представлений о понятии "толерантность" и роли психологических знаний в жизни человека;
  • содействие развитию чувства единения, эмпатии.

Участники: обучающиеся начальной школы

Ход занятия

Приветствие

Ребята сегодня мы отмечаем праздник – Международный день толерантности или терпимости. Знаете ли вы, что понимают под словом «толерантность»?

В переводе с латинского толерантность означает терпение. Существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

Толерантность - это:

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;
  • терпимость к чужим мнениям;
  • признание своего равенства с другими.

Упражнение «Приветствие»

Ребята, вы, конечно, знаете о том, что в каждой стране существуют разные языки, но креме этого существуют разные формы приветствия. Так, например, в нашей стране так принято, что мужчины при встрече пожимают друг другу руку.

Сейчас я предлагаю вам побыть в роли разных представителей национальностей и соблюдая их обычаи поприветствовать друг друга.

Например, Вы представитель африканского племени Масаи. Поприветствуйте друг друга прыжками. Чем выше Вы прыгните, тем большее уважение окажете.

Вы – японец. Поприветствуйте друга поклоном.

Вы – самоанец. Самоанцы при встрече обнюхивают друг друга.

Вы - житель Тибета. Там при встрече показывают друг другу язык.

Вы представитель Индии. Соедините ладони на уровне груди и поприветствуйте друга.

Вы араб. Прижмите правую руку к сердцу в знак уважения.

Филиппинцы при встрече берут правую руку знакомого и дотрагиваются до нее лбом.

Вы китаец. Китайцы при встрече кивают друг другу головой.

Вы представитель африканского племени зулус. зулусы). Поприветствуйте друг другу фразой: «я тебя вижу».

Вы француз. Французы обожают отправлять от одного до пяти воздушных поцелуев при встрече.

Вы эскимос. Эскимосы при встрече слегка ударяют знакомого по голове и плечам.

Вы житель Конго. Там протягивают навстречу друзьям руки и дуют на них.

Таджик жмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.

Вы - абориген Новой Зеландии. Похлопайте ладонями по бедрам и со всей силы потопайте ногами.

Дети 3-4 классов выбирают листочки с правилами приветствия и демонстрируют их. Задача заключается в том, чтобы по форме приветствия найти представителя своей национальности.

Рассказ о необычных традициях (презентация)

Ребята, важным качеством толерантного человека является не только уважение к нему самому, но и уважение его национальных традиций и обычаев. Вы убедились в том, что каждый народ по своему примечателен. Может с какими-то обычаями и традициями разных народов мира вы уже знакомы. Сейчас хотелось бы немного рассказать вам о самых необычных из них.

Так, в Корее, чтобы показать, что всё очень вкусно, нужно как можно громче чавкать.

В Таиланде на праздник Сонг Кран принято обливать прохожих водой, это считается пожеланием удачи.

В Дании флаг, вывешенный в окне, говорит о том, что в этом доме кто-то празднует день рождения.

На Востоке традиционно гостей угощают чаем. Пиалу наливают не полную, а понемногу. Гостю, который засидится, нальют полную пиалу, что будет означать "Пей и уходи".

Если в Греции Вас пригласили в гости, не нахваливайте убранство дома, ведь по старой традиции все, что понравилось гостю, гостеприимный хозяин должен ему подарить.

Все страны празднуют Новый год, причём у большинства из них традиции схожи. А в Италии существует необычная традиция: итальянцы под бой курантов избавляются от старого, выбрасывая всё из окон.

Упражнение «Топаем-хлопаем»

Психолог просит детей внимательно слушать то, что он будет говорить. Ребята хлопают, если психолог называет толерантные поступки и топают, если плохие.

Ребята, сейчас предлагаю вам немного поиграть, а заодно и проверить запомнили ли вы качества толерантного человека. Я буду называть поступок, а вы должны оценить его. Если поступок добрый, толерантный, то вы должны хлопать, если нет – топать.

- Уважать мнение других

- Понимать чувства других

- Смеяться над недостатками другого человека

- Быть доброжелательным

- Смеяться над традициями и обычаями других национальностей

- Перебивать собеседника

- Осуждать других

- Сопереживать и сочувствовать другому

- Признавать свои ошибки

- Помогать другому в трудную минуту

Упражнение «Мы похожи – мы разные»

Ребята все мы с вами чем-то похожи и чем-то различны. Нет на свете двух одинаковых людей. Сейчас я буду называть какие- то качества, а вы будете вставать в случае, если мое утверждение про вас и сидеть, если нет. Давайте попробуем.

Встаньте те, у кого карие глаза, те у кого длинные волосы, те, кто любит помогать другим, те, кто умеет плавать, те, кто любят уроки математики и т.д.

Просмотр мультфильма «Ёжик должен быть колючим?»

Вопросы для обсуждения:

- Виноват ли ёжик в том, что родился без колючек?

- Какого было ёжику, когда ворона над ним смеялась?

- Согласились ли бы вы дружить с ёжиком?

- Если бы вы были его другом как бы вы поступили?

- Стал бы ёжик лучше, добрее, если бы у него вместо кудряшек были колючки?

Упражнение «Правила толерантности»

Ребята, сейчас вам нужно будет разгадать ребусы, в которых засекречены правила толерантности.

Упражнение «Закончи фразу»

Детям предлагается закончить следующие фразы:

Жу-жу-жу я с задирой…
Зя-зя-зя обижать людей…
Ас-ас-ас дружба крепкая …
Гу-гу-гу дружбу нашу…

Просмотр мультфильма «Переменная облачность».

Обсуждение мультфильма.

Ребята, а теперь, давайте попробуем нарисовать рисунки символизирующие толерантность, толерантное отношение. Для этого вам понадобятся вот такие бумажные сердца. Детям раздаются шаблоны сердечек, который они раскрашивают. Можно предложить ребятам написать на сердечках пожелания, добрые слова и обменяться с одноклассниками.