Модульный урок по физике в 7-м классе по теме "Три состояния вещества"

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: физика, вещество


Класс: 7.

Предмет: физика.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичное закрепление.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение, моделирование, анализ.

Оборудование: наборы тел для практических работ, оценочные листы, тексты заданий.

УЭ

Учебный элемент с указанием заданий

Деятельность обучающихся

УЭ-0

Интегрирующая цель: после изучения темы вы должны знать:
- свойства твердых тел;
- свойства жидкостей;
- свойства газов;
- в каких трех состояниях может находится одно и то же вещество.

УЭ-1

Цель: повторение пройденного материала.
Задание. Ответьте на вопросы.

  1. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?
  2. Масло сравнительно легко удаляется с чистой поверхности меди. Удалить ртуть с той же поверхности невозможно. Что можно сказать о взаимном притяжении между молекулами масла, ртути и меди?
  3. Что есть общего между склеиванием бумаги и паянием металлических изделий?

Ответы на вопросы записывайте в таблицу. Время для ответа – 5 минут. Участвуйте в обсуждении. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

УЭ-2

Цель: рассмотреть свойства твердых тел.
Задание. Прочитайте в учебнике параграф 11 на стр. 26 до фразы, выделенной жирным шрифтом.
Практическое задание.
Возьмите несколько твердых тел (кусок мела, деревянный брусок, металлический цилиндр).
Попробуйте изменить форму твердых тел, слегка сгибая их. Изменилась ли форма твердых тел?

Запишите вывод о свойстве твердых тел в тетрадь, и сравни с выводом, написанным в учебнике:
Твердое тело имеет собственную форму и объем.

Участвуй в обсуждении свойств твердых тел

УЭ-3

Цель: рассмотреть свойства жидкостей.
Задание. Прочитайте в учебнике параграф 11 до конца стр. 26.
Выполните практическое задание.
Возьми стакан с водой и несколько пустых сосудов (чашку, флакон, бутылку и т.п.) попробуйте изменить форму жидкости (воды), переливая ее из стакана последовательно во все имеющиеся в вашем распоряжении сосуды. Изменилась ли форма жидкости?

Сделайте вывод о свойствах жидкостей и сравните с выводом, представленном в учебнике. Запишите этот вывод в тетрадь:
Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем.

Участвуй в обсуждении свойств жидких тел

УЭ-4

Цель: рассмотреть свойства газов.
Задание. Прочитайте параграф 11 до конца.
Запиши вывод в тетрадь: газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объем.
Ответьте на вопросы:

  1. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?
  2. Можно ли сосуд заполнить газом на 50%?

Ответы на вопросы записывайте в таблицу.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

УЭ-5

Цель: проверить усвоение знаний по теме
Задание.
Выполните тестовое задание.
1. Какие из перечисленных свойств принадлежат жидкостям?
А). имеют определенный объем.
Б). принимают форму сосуда.
В). занимают объем всего сосуда.
Г). мало сжимаются.
Д). легко поддаются сжатию.

2. В мензурке находится вода объемом 100 мл. Ее переливают в стакан вместимостью 200 мл. Как изменится объем воды?
А). увеличится.
Б). уменьшится.
В). не изменится.

3. В каком состоянии может находится сталь: твердом, жидком или газообразном?
А). только в твердом состоянии.
Б). только в жидком состоянии.
В). только в газообразном состоянии.
Г). во всех трех состояниях.

Ответы на вопросы записывайте в таблицу.
Правильность ответов проверьте с помощью ключа.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

УЭ-6

Заполните лист контроля.
Подсчитайте баллы, полученные за выполнение заданий, и оцените свою работу на уроке.
Если вы набрали 16 баллов – оценка «5»,
12-14 баллов – оценка «4»,
8-10 баллов – оценка «3».

УЭ-7

Домашнее задание.
Параграф 11, ответы на вопросы после параграфа.
Материал для дополнительного чтения на стр. 172.

Ключ для проверки УЭ-5.

Номер вопроса

Правильный ответ

1

Б,Г

2

В

3

Г

Используемая литература

  1. А.В.Перышкин Физика. - М. Дрофа, 2015. 7 класс учебник.
  2. А.В. Постников. Проверка знаний учащихся по физике 7-8 классы. – М. Просвещение, 2011.