Уроки гражданственности и патриотизма – эффективная форма работы классных руководителей по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения (методические рекомендации)

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Во все времена в России такие качества, как любовь к своей Родине, чувство долга перед своей страной и своим народом были чертами национального характера.

Но, как известно, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности.

Закладываются эти основы уже в раннем возрасте. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, с ощущения красоты окружающей природы.

Детей дошкольного и младшего школьного возраста мы учим доброте, чувству собственного достоинства, уважительному отношению к истории России, гордости за свою страну.

В подростковом возрасте важно сформировать у школьников историческую ответственность за происходящее в обществе, воспитать высшие ценности, идеалы и ориентиры, воспитать уважение к государственной символике, воспитать активную гражданскую позицию, развивать морально-волевые качества (выносливость, стойкость, мужество).

Всему этому их должны научить взрослые: родители, воспитатели, педагоги.

Поэтому необходимо вести систематическую работу в данном направлении.

Какие формы работы использую я, решая эти задачи? Разные. В основном это традиционные формы работы, такие как классный час, акции, праздничные мероприятия, месячники, конкурсы, выставки.

Есть еще одна форма, о которой мне хотелось бы рассказать.

Это уроки гражданственности и патриотизма – самый первый урок, с которого традиционно начинается учебный год в нашей стране.

Цель этих уроков - вызвать у школьников интерес к родной стране, дать им представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.

На основе своего педагогического опыта, а также теоретического материала, представленного российскими педагогами и психологами, мной составлены методические рекомендации, которые, как я думаю, позволяют эффективно реализовывать воспитательные цели и задачи в формировании патриотизма и гражданственности у молодого поколения нашей страны.

Данные рекомендации дополнены примерами, позволяющими наглядно увидеть, как можно построить «первый урок» и каким содержанием его наполнить.

По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость урока, нужно действовать в 3-х направлениях:

- через самого педагога;

- через содержание учебного материала;

- через форму подачи материала.

Рассмотрим более конкретно данные направления.

Эффективность реализации поставленных учителем воспитательных целей и задач будет зависеть от соблюдения нескольких условий.

1. Исключить назидательность и дидактизм

Таковы типичные ошибки, которые допускают педагоги.

К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут хорошими. Но, как показала практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.

Слова учителя, адресованные детям, должны быть искренними. Только такие слова способны вызвать ответные чувства, могут дать необходимый воспитательный результат.

Вспомним, именно о таком слове писал поэт В.Шефнер:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.

2. Воспитывать своим примером

Учитель должен помнить, что ведущая роль в воспитании таких качеств, как патриотизм и гражданственность, принадлежит именно ему. Воспитывать нужно не столько словом, сколько личным примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Учитель должен быть эмоциональным, самому переживать те идеи, которые он передает своим ученикам. Говоря о любви к своей стране, учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям.

3. Создать дружескую атмосферу

Раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке, помогут неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив.

4. Продумывать воспитательную составляющую содержания урока

На что должен обратить внимание учитель?

Выбор темы, его формулировка, в ходе урока заострить внимание детей именно на тех словах, мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность.

Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно такие уроки развивают чувство патриотизма, гражданственности.

- 1 сентября 2019 года мной был проведен именно такой урок – «Урок Победы. Память и Слава».

В названии темы выделены 3 слова, идейный смысл которых нужно было раскрыть (одна из задач урока).

Военно-патриотическое воспитание реализуется в результате деятельности учителя.

5. Создавать на уроке ситуации, позволяющие обратить внимание детей на нужные факты, события, которые можно использовать в воспитательных целях

- Почему Победа над фашизмом «была одна на всех»? (объединила людей, Великая война)

- Какова цена этой Победы? (цифра впечатляет – 26,6 млн. людей, можно привести и другие цифры: сколько разрушено городов и сел, заводов и фабрик, попало в плен, пропало без вести, раненых, контуженных…; масштаб войны, трудный и долгий путь к Победе).

- Что такое память? Что люди помнят, а что стараются забыть? Почему о ВОВ забывать нельзя?

(данный вопрос позволил вспомнить исторические факты, дети их сами называли, роль учителя – дополнить, подкорректировать).

- Один из предполагаемых ответов звучал так: Почти в каждой семье есть собственный герой.

А это значит, есть возможность на уроке поговорить о своих предках, о своей семье. Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье.

Ренев Сергей сделал небольшое сообщение о своем прадедушке, участнике ВОВ (для этого ему пришлось пообщаться с ближайшим окружением, подобрать фотографию из семейного архива).

- В ходе рассказа Сереже задавались вопросы (их также важно заранее продумать):

- Что помогло прадеду стойко выдержать испытания войны?

- Смог(ли) бы ты (вы) поступить также?

Думаю, что подобные задания также способствуют формированию глубокого уважения, любви к своей семье, родственникам, участникам событий.

6. Необходимо активно использовать произведения художественной литературы, в качестве наглядного материала

Почему?

  1. Воспитание подлинного гражданина и патриота своей Родины невозможно представить без любви к своей духовной культуре.
  2. Для того чтобы сформировать определенное личностное отношение к чему-либо, лучше всего воздействовать на чувства, эмоции человека. Произведения художественной литературы призваны выполнять данную функцию.

Говоря о планах Гитлера, идеях расового превосходства, нельзя было не сказать и о том, какие меры необходимо было применить немецкой армии, чтобы осуществить замыслы своего вождя. Очень наглядно о жестокости и безжалостности фашистов рассказывается в стихотворении М.Джалиля «Чулочки».

- Краткий рассказ о М.Джалиле позволил задать вопрос: Можно ли татарского поэта назвать героем? Кого на Руси издавна называли героями? (тех, кто защищал землю от врагов, преумножал ее богатства; М.Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. Герой Советского Союза – почётное звание, высшая степень отличия в СССР за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига).

- В ходе беседы ребята пришли к выводу (с помощью учителя), что участники и свидетели той войны так много сделали для нас, а что мы можем сделать для них? (мы их должны Славить).

- Что значит «славить своих героев»? (говорить о них, писать, петь песни).

7. Прививать школьникам любовь к патриотической песне

Почему?

Патриотическая песня во все времена поднимала боевой дух солдатам во время Великой Отечественной войны, поэтому о ее роли в воспитании патриотизма говорить что-то излишне.

Закончился наш урок исполнением песни «День Победы» (комп. Д.Тухманова, стихи В.Харитонова).

8. Уроки гражданственности и патриотизма проводятся в нестандартной форме:

  • уроки героико-патриотической тематики;
  • интегрированные уроки;
  • проблемные уроки;
  • дискуссии;
  • театрализованные уроки;
  • групповые семинары.

«Урок Победы» в нашем классе был проведен как интегрированный урок с элементами дискуссии. Несколько учебных предметов были объединены общей идеей и темой: русский язык (лексический анализ слов), литература (обращение к поэзии), история (события ВОВ, факты, статистика), музыка (исполнение песни).

9. Существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках:

1) методы убеждения;

2) метод личного примера;

3) методы организации деятельности учащихся;

4) оценочные методы.

10. Продумывать и сочетать разные виды деятельности обучающихся на таких уроках:

беседа, рассказ, задание-проект, чтение наизусть (слушание) произведений худ.литературы, исполнение (слушание) песни и др.

11. Использовать видео- и фонохрестоматию, иллюстративный материал, документальные хроники, слайд-презентации и т.д.

Для того чтобы создать определенный эмоциональный настрой.

В заключение хочется сказать, что у таких уроков должно быть какое-то логическое продолжение. В нашем случае это цикл бесед о символах Победы ВОВ, которые были включены в воспитательный план работы на нынешний учебный год.