Информационная культура как условие психологической устойчивости в системе ценностей воинского воспитания

Разделы: Профессия — педагог


Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Процесс перехода общества от индустриального к информационному объективно вызывает к жизни новые педагогические проблемы и требует поиска путей их решения. Современный мир требует человека новой формации с определенным набором жизненно важных компетенций, которые дают человеку возможность ориентироваться в современном обществе, способствует формированию у личности способности быстро реагировать на запросы времени, обладающий определенным уровнем информационной культуры. Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. В целом, если говорить о современном человеке, обучающемся можно констатировать, что ничто не дает такое конкурентное преимущество, как психологическое здоровье. Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость – то, что обозначается английским словом resilience, то есть способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после этого – это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области. Под термином психологической устойчивости личности подразумевают умение сохранять оптимальное функционирование психики в изменяющихся обстоятельствах, умение ориентироваться в информационных потоках и адекватным образом их оценивать. Это свойство личности не передается генетически, а развивается вместе с формированием личности. Уверенность в себе, опора на себя, «доверие себе», умение чувствовать, что нужно именно тебе, не бояться это признать, не бояться это сказать, не бояться этого добиваться основные составляющие психологической устойчивости человека.

Современная система кадетского образования представляет собой разумное сочетание Федерального государственного образовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную или гражданскую службу и подготовку к жизни. Воспитательная работа в кадетских корпусах строится на принципах и ценностях воинского воспитания.

Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на нравственное и физическое развитие личности в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. Воинское воспитание направлено на формирование психологической устойчивости, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

В  военно-педагогической системе М.И.Драгомирова исключительно большое место отведено вопросам воинского воспитания.

Педагог-новатор выделял три стороны военного воспитания: воспитание ума и воли, воспитание нравственное и воспитание физическое.

Центром всей воспитательной работы, по мнению Драгомирова, должно быть нравственное воспитание. Он считал, что морально-психологический фактор является решающим фактором и от степени нравственной подготовки будущих защитников зависят судьбы войны.

Для обеспечения успеха в бою и в войне необходимо, чтобы воины обладали высокими нравственными качествами и были психологически устойчивыми, способными сделать армию «твердой и упругой». Эти качества не присущи людям с рождения и появляются в результате правильного воспитания. М.И.Драгомиров рекомендовал развивать эти качества в мирное время путем выработки самообладания в ходе напряженной учебы.

М.И.Драгомиров не допускал односторонности обучения и воспитания, а выступал за гармоничное развитие воинов. «...Для войны, – писал он, – прежде и главнее всего нужен человек цельный, т.е. гармонически развитый». Военный человек не может существовать вне сложной структуры человеческого общества, он обязан знать его законы, особенности, тенденции развития.

Воспитание военного человека, формирование и развитие у него комплекса качеств, необходимых как гражданину своего государства и как воину - защитнику своего Отечества базируется и является надстройкой всестороннего воспитания человека, его социализации - получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в современном обществе и мире. 

Современный мир характеризуется исключительной динамичностью, неопределенностью и напряженностью, перенасыщенностью информацией, требуя от человека молниеносного принятия решений. При этом человеку гражданскому или военному приходится часто и в кратчайшие сроки перенацеливать свои усилия, энергично маневрировать, мобилизовать свои внутренние ресурсы, проявить моральную устойчивость и уверенность в выборе, основываясь на принципы нравственности, когда есть отчетливое понимание, что является допустимым и недопустимым в жизни. Т.е. проявить морально-психологическую устойчивость и сохранив психологическое здоровье.

Следовательно, одним из серьезных и релевантных вопросов в воспитании подрастающего поколения является вопрос формирования у обучающихся информационной культуры, как одно из условий психологической устойчивости личности в информационном обществе. Информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации.

Лавинообразный рост объемов информации, «информационный взрыв» второй половины XX века привел к информационному кризису: противоречию между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Как утверждается в аналитическом докладе ЮНЕСКО, «происходящий глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве». Из этого следует, что перспективная система образования должна в качестве одной из приоритетных целей воспитания иметь формирование информационной культуры, интернет-грамотности обучающихся.

Хочется подчеркнуть, что особое внимание в таком воспитании должно быть уделено формированию у обучающихся умений использовать в познавательных целях Интернет.

Глобальная компьютерная сеть Интернет в последние годы вносит особую лепту в формирование информационной среды, раскрывая неизвестные ранее возможности по получению и трансляции информации, а также по взаимодействию пользователей в масштабах всего мира. Доступность Интернет делает его привлекательным для детей, начиная со среднего школьного возраста, а отсутствие системности в педагогической организации деятельности обучающихся в Интернете таит в себе ряд серьезных опасностей. Первая касается возможного негативного влияния Интернет на детей, обусловленного их неумением оценивать ресурсы, несформированностью навыков безопасной деятельности в открытом сетевом пространстве. Вторая опасность касается других пользователей Интернета, которые могут пострадать от девиантного поведения подростков в Сети.

В обеспечении мер по формированию информационной культуры, интернет-грамтности обучающихся образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной мире учебно-воспитательный процесс проводится с использованием технологий, отвечающих своему времени, имеются в виду информационно-коммуникационные технологии.

Информационная культура в Интернете, обеспечивает безопасность и защищенность и уверенность человека в медиа пространстве. Основываясь на цели и задачи государственного образовательного стандарта по "Информатике и ИКТ" для среднего общего образования (базовый уровень), Интернет-грамотность может обсуждаться во время уроков информатики, обществознания, во время внеклассных воспитательных мероприятий и т.п. Во время мероприятий по формированию информационной культуры следует ознакомить обучающихся:

  • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
  • с информацией о необходимости критического отношения к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, признаках отличия достоверных сведений от недостоверных, способах нейтрализации вредной и опасной информации;
  • со способами планировать свою деятельность, организовывать поиск информации в различных источниках для решения поставленной задачи, структурировать информацию;
  • с правилами общения в социальных сетях (сетевой этикет).

Недавно в беседе с родителями кадета, отец спросил меня: «С какого возраста можно разрешать ребенку завести страницу в соцсетях?» Ребята, он у вас забыл спросить! (подумала я). Он за минуту с телефона все заведет, везде зайдет, куда захочет, а вы даже не будете знать. «Дети грамотнее родителей в этом вопросе»:-произнес отец кадета. Утверждение, что дети знают о компьютерах и интернете больше, чем их родители, педагоги — сильное преувеличение. Опрос показал, что только 26% подростков в возрасте от 11 до 16 лет согласились с утверждением «Я знаю об интернете больше, чем мои родители».

Никогда в истории человечества такого не было, чтобы дети в чем-то лучше разбирались чем взрослые, а сейчас многие родители считают нормой. На самом деле это миф, что дети лучше разбираются в медиапространстве. Детский мозг открыт ко всему новому, быстрее приобретает навык, но вот предусмотреть риски, возможные угрозы, без подготовки и воспитания, не всегда способен. Отвечая на вопрос родителя, с какого возраста можно пользоваться соц сетями и Интернетом в целом, отвечу так: - все зависит от личности, сформированности у него информационной культуры, нравственности и психологической устойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Медиа-информационная грамотность: учебное пособие.- М.:2015г.-134с.
  2. Теория и практика воспитания военнослужащих: учебное пособие. – М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. – 341 с.
  3. Терещенко А.Г. Психология и педагогика. Военная педагогика. Учебное пособие для курсантов военно-учебных заведений. – Воронеж: ВВАИУ, 2005. – 90 с.
  4. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации / Под общ. ред. Н.И. Резника. – М.: ГУВР ВС РФ, 2005. – 469 с.
  5. Этот плохой хороший интернет. Техника безопасности в компьютерных сетях: составитель: Алла Добросоцких. – М.: Даниловский. Благовестник , 2013. – 176 с.