Древняя Спарта

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Класс: 5


Класс:5 класс

Тип: Изучение нового материала

Формы и методы:

  • Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
  • Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с таблицей, схемой).
  • Технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.
  • Приёмы: работа с «Опорным конспектом», работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление схемы, таблицы).
  • Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.

Задачи:

  • образовательные задачи:
    • рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции
    • охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.
    • рассмотреть систему управления Спарты
  • развивающие задачи:
    • продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме;
    • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
    • продолжить развитие навыков критического анализа текста.
  • воспитательные задачи:
    • вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.

Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, экран,
  • презентация
  • раздаточный материал

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира

Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, периеки, Совет старейшин, народное собрание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд 1

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок у вас проведу я, зовут меня Елена Ивановна. Прежде чем начать нашу работу, давайте улыбнемся друг другу, чтобы создать благоприятную атмосферу. Хорошо, спасибо большое, садитесь.

 

Определение темы урока

Слайд 2

Чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить, давайте вспомним победу греков над Троей и попробуем ответить на такой вопрос «Почему греки не сумели воспользоваться своей победой над Троей в войне около 1200 года до н.э.». Совершенно верно, это набег греческих племен, проживающих на севере Балканского полуострова, которые разрушили Микены и другие города Греции, опустошили юг страны. Одними из этих племен были дорийские племена. Они обосновались на юге Греции. Обратите внимание на карту.

Ответ детей:
Набеги на Грецию греческих племен с севера Балканского полуострова

Слайд 3

В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений дорийцев объединились и стали называться Спартой. А теперь давайте определим, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Верно, мы поговорим о Спарте, а теперь откройте свои рабочие листы запишите свою имя и фамилию, дату и название нашей темы «Древняя Спарта».

Ответы детей:
Древняя Спарта

Слайд 4

Давайте представим себя в роли путешественников. В древнее время путешественники были главными источниками информации о мире. Вот и мы сегодня попробуем стать такими людьми и составимописание государства Спарта. Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим непростым заданием. Поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис.

Наше путешествие будет длится всего один урок поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.

 

Активизация мыслительных процессов

Прежде чем попасть в прошлое и запустить машину времени нам нужно запастись багажом знаний по пройденному материалу, чтобы легче было выполнить предстоящую работу. За каждый правильный ответ команда будет получать эмблему спартанцев. И по их числу, в конце урока, будет определена команда - победитель.

 

Повторение домашнего задания

И так первое испытание на сообразительность. Умеете ли вы разгадывать анаграммы?

 

Слайды 4, 5, 6

Что здесь зашифровано?

Решение анаграмм

  • лонсо - солон
  • катита - аттика
  • иныаф - афины
  • ваоли - олива
  • лиспо - полис
  • пагарео -ареопаг
  • хонтар – архон
  • оканз – закон
  • емсод - демос

Слайд 7

Молодцы, с этим заданием вы успешно справились, идем дальше. Сейчас мы поиграем в игру «Верно - Неверно». Вы должны определить верно или неверно высказывание, если неверно сделать поправку.

Ответы детей

  • Солон был избран архонтом в 593 году до н.э.
  • Солон происходил из знатного рода.
  • Первым, что сделал Солон учредил выборный суд.
  • По закону Солона архонтом мог стать только знатный человек.
  • В народном собрании участвовали все свободные афиняне.
  • Солон запретил отпускать на волю всех рабов-должников.
  • Все долги были прощены.
  • Солон стремился лишить знать преимуществ по управлению государством.

В судебном заседании первым выступал обвиняемый.

Слайд 8

Итак, мы вспомнили предыдущий материал и можем пройти через портал времени. Закройте глаза, поднимите вверх руки, глубоко вздохните, выдохните, открывайте глаза. Мы на месте: в Древней Спарте

 

Слайд 9

Постановка цели и задачи урока.

Мотивация учебной деятельности.

Сейчас обратимся к нашему рабочему листу: вы видите таблицу, она разделена на три столбика.

Приложение №1.

В первый столбик, мы внесем, то что уже знаем о Спарте, об этом мы говорили в начале урока. Кто помнит?
А теперь, такой вопрос, чтобы вы хотели узнать об этом государстве? Давайте запишем все эти вопросы во второй столбик.

Индивидуальная работа

Предполагаемые ответы детей.

1. В Спарте жили греческие племена, пришедшие с севера Балканского полуострова.

Предки спартанцев обосновались в долине реки Еврот в области Лакония.
Объединившись племена создали государство-полис «Спарта».

Предполагаемые вопросы:

Как жили спартанцы? Чем они занимались? Как были обустроены их города? Какова форма управления?

Мотивация.

Создание проблемной ситуации.

Молодцы!

Третий столбик мы заполним в конце урока и сравним соответствует ли наше «Хочу знать» тому, что мы узнаем на уроке.

В конце урока, заполнив таблицу, мы должны сделать вывод, что же такое Спарта. Спарта – это….

Для того, чтобы нам продолжить путешествие и правильно описать увиденное, а главное охватить все стороны жизни спартанцев, мы разделились на три команды: команда «Зеленого стола», «Синего стола» и «Красного стола». В путешествии мы с вами должны помогать друг другу и постараться собрать как можно больше знаний о Древней Спарте

Сейчас каждая команда получит свое задание.

 

Изучение нового материала

Зеленый стол – ваше задание на основе первого пункта параграфа 31 – определите: каковы завоевания спартанцев; как относились завоеватели к местным жителям; определите социальный состав Спартанского государства. В помощь вам слова «Периеки» - свободные жители, в переводе с греческого «соседи» и «Илот» - раб Спартанского государства.

Все вопросы находятся у вас в рабочем листе.

Синий стол – ваше задание: на основе пункта два того параграфа определить, что представляло собою Спартанское государство; как жили спартанцы; определите органы власти и их функции. Вам в помощь слова «Демократия» - власть народа и «Олигархия» - власть немногих.

Красный стол –ваше задание: на основании пункта три, определите основные направления воспитания юных спартанцев; как распределялись обязанности в спартанской школе; чему обучали будущих воинов. В помощь вам «Лаконичная речь» - краткие и точные ответы.

Если задание понятно приступим к работе, на это вам отводится 10 минут, за это время вы должны определиться, кто будет представлять ответы команды.

Индивидуально-групповая работа

Слайд 11

Итак, время подошло к концу и первой будет отвечать команда «Зеленого стола».

 

Слайд 12

Новые слова записываем на оборотной стороне своего рабочего листа.

Совершенно верно, вы справились с заданием и согласно вашим ответам можно сделать вывод, что спартанское население делилось на свободное и зависимое.

 

Слайд 13

Хорошо, а теперь команда «Синего стола».

 

Слайд 14

Новые слова записываем на оборотной стороне своего рабочего листа.

Вывод: Военное ремесло было основным занятием спартанцев. Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Греции не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну, подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!». В Спарте существовала Олигархическая форма правления, то есть власть принадлежала немногим.

 

Слайд 15

Молодцы! А теперь третий стол.

 

Слайд 16

Не забываем про новые слова.

Вы справились с заданием. Вывод: Основное время посвящалось физическим упражнениям и воинским искусствам. Даже выражать свои мысли мальчиков учили кратко и точно по-военному.

Вообще спартанцы любили короткие и остроумные ответы. Когда человек говорил умно, но некстати, ему говорили: «Ты говоришь дело, но не к делу».

Высоко ценилась в Спарте музыка. В бой спартанцы шли под звуки флейт. Спартанский поэт говорит: «Хорошая музыка действует на душу не меньше, чем оружие».

 

Слайд 17

А теперь задание №3

Вам предстоит прочитать исторический источник и ответить на вопросы после него. Приложение № 2
Работаем быстро и главное – никому не мешаем, действуем слаженно и дружно.

Выступает команда «Зеленого стола»

Выступает команда «Синего стола»

Выступает команда «Красного стола»

Молодцы, вы все справились с заданием, и поэтому все команды получают приз. Но чтобы портал времени вновь открылся, и мы вернулись назад, давайте заполним третий столбик таблицы нашего рабочего листа, подумайте и напишите в своих листах все, что вы узнали сегодня о Древней Спарте. Несколько минуток на работу. А теперь, давайте послушаем, что вы записала. Пожалуйста, кто готов изложить свои мысли.

Групповая работа

Индивидуально- групповая работа

Слайд 18

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
(5 мин)

Домашнее задание

Так что же такое «Спарта»?

Ребята, некоторые вопросы остались для нас не охваченными, и вы сможете раскрыть их, изучив параграф 31 – это будет ваше домашнее задание. Запишите его на оборотной стороне рабочего листа.

Ответы обучающихся:
Спарта –полис воинов.

Слайд 19

Сколько нового мы сегодня узнали, но время нашего путешествия подходит к концу и нам пора возвращаться, портал открыт, закрываем глаза, расслабляемся, поднимаем руки вверх, глубоко вздохните. Я вас поздравляю, мы вернулись обратно.

 

Слайд 20

Ребята, у вас на столе лежат две картинки с цветным и черно - белым изображением, выбери одну из них, но сначала подумайте достаточно ли хорошо вы усвоили особенности жизни спартанцев и сможете ли дома рассказать своим близким и родным о нашем путешествии и о том багаже знаний, который получили. Чувствуете ли вы себя подлинными спартанцами, знающими все аспекты жизни этих доблестных воинов. Если да - возьмите цветную картинку, если нет – черно-белую. Прикрепите ее на греческую колонну, таким образом вы оставите о себе след в прошлом, в прошлом Спартанского государства. Смотрите сколько много цветных картинок на нашей колонне! Спасибо большое, мне очень приятно было с вами работать, а теперь определим команду победителя. Подсчитываем эмблемы. Итак, победила команда ______ стола и ваша награда «5» в дневник. Еще раз спасибо. До свидания.

 

Приложение №1

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

В Спарте жили греческие племена, пришедшие с севера Балканского полуострова.

Предки спартанцев обосновались в долине реки Еврот в области Лакония.
Объединившись племена создали государство-полис «Спарта».

Как жили спартанцы? Чем они занимались? Как были обустроены их города?

Какова форма управления?