Прием: «Зигзаг – 2».
Цели и задачи:
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
- личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
- познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
- регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
- коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
- формировать представление о природной зоне Арктики;
- познакомить с географическим положением этой природной зоны,
- климатическими условиями, растительным и животным миром и
- деятельностью человека;
- развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
- работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
- учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;
- карта природных зон;
- презентация «Арктика»;
- маркеры, листы презентаций
- атлас-определитель «От земли до неба»;
- магнитный плакат «Зона Арктики».
Ход урока
1. Стадия вызова
На стадии вызова учащиеся получают задание сделать предположение, как выглядит Арктика. Ученики рисуют на индивидуальных листках, сравнивают свои рисунки в команде, затем рисуют один рисунок на большом листе. После этого проходит презентация.
Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков.
Работа индивидуально, в парах, в группах.
2. Смысловая стадия
Класс делится на 5 команд по 5 учеников в каждой команде (по количеству вопросов к тексту):
1. Где расположена зона арктических пустынь?
2. Почему Арктика – царство снега и льда?
3. Какое лето в Арктике?
4. Какая зима в Арктике?
5. Какие живые организмы приспособились к условиям арктических пустынь?
Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают текст параграфа в «родной» группе, с целью найти ответ на свой вопрос. Ученики кратко конспектируют, а затем собираются в «экспертные» группы, обсуждают, приходят к общему мнению. Готовятся презентации.
3. На стадии рефлексии идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных. Вернувшись в «родную» группу, эксперты в порядке следования вопросов знакомят группу с ответом на свой вопрос. После такой работы, любой ученик из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идет озвучивание вопрос-ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация «Арктика» при помощи мультимедиа проектора.
4. Анализ урока с точки зрения формирования УУД
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в Арктике.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
Список литературы
1. Кларин М.В. «Педагогические технологии в учебном процессе». М 1989.
2. Кларин М.В. «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.» - М. Арена 1994.
3. Селевко Г.К. «Педагогические технологии» 2 т., серия энциклопед. образовательных технологий.
4. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» М. Педагогикаю.– 1989.