Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности разработана с учетом этнических и социальных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. В программе представлена общая характеристика курса (актуальность, цели, задачи, содержание курса, место курса в учебном плане, направленность программы, планируемые результаты, принципы введения регионального этнического материала, формы работы с детьми по ознакомлению с народной культурой Кольского Севера, основные критерии результативности, оборудование и методическое обеспечение, разделы программы, содержание материала и тематическое планирование.
Пояснительная записка
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию «Саамская культура» обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений (например, приобрели некое знание, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережили и прочувствовали нечто как ценность);
- приобретение социальных знаний (о малой родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.);
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Достижение результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Личностные результаты:
- элементарные представления об эстетических, этнических и художественных ценностях коренных жителях Кольского Севера (саамской культуры);
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни коренных народов Кольского Севера;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Адаптированная программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию «Саамская культура» для 1 класса (2 вариант) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (пр. № 1599 от 19.12.2014г.), Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГОБОУ Мончегорская КШ (пр. № 216 от 26.08.2016г.).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Положение о рабочей программе учебного предмета (курса), принятое на заседании педагогического совета ГОБОУ Мончегорская КШ, протокол № 1 от 26.05.2016 г. и утвержденное приказом № 214 по ГОБОУ Мончегорская КШ от 26.08.2016 г.
- Учебный план ГОБОУ Мончегорская КШ на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом ГОБОУ Мончегорская КШ от 28.08.2019 г, протокол № 7, утвержденный приказом № 298 по ГОБОУ Мончегорская КШ от 30.08.2019 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание курса внеурочной деятельности «Саамская культура» представлено следующими разделами: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность. Ручной труд. Конструирование» (табл.1).
Задачами календарно-тематического планирования являются:
- определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса (табл.2).
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2019/2020 учебный год программа внеурочной деятельности рассчитана 34 часа (1 час в неделю).
Срок реализации программы – 1 год.
Направленность программы
Рабочая программа разработана с учётом, этнических и социальных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Саамская культура» ориентирована на создание условий для:
- творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающейся среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
- позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками и педагогами;
Цели:
- формирование у обучающихся любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, своего региона, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции;
- приобщать к художественным традициям саамов.
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
Задачи:
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
- укрепление доверия к другим людям; прививать интерес к культуре своей Родины, своего края, региона, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- понимать красоту и особенность народных ремесел;
- приобщение детей к саамскому искусству;
- использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений обучающихся и становление этнических понятий.
Принципы введения регионального этнического материала:
- Принцип гуманизации. Соприкасаясь с духовным богатством духовной культуры, учить детей добру, гуманности и справедливости. Через образцы фольклора прививать детям коллективизм, дружбу, товарищество, взаимопомощь.
- Принцип интеграции художественной деятельности на основе саамского народного искусства с различными направлениями воспитательной работы. Широко опираться на смежные виды искусства, апробировать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, ориентируя их на поисковую, творческую деятельность: изготовить закладку для книг по мотивам саамских узоров, украсить малицу плоскостной кукле и т.д.
- Принцип соответствия. Региональный материал должен соответствовать программным требованиям и выступать в качестве основной или дополнительной темы занятия. Тема может преломляться в форме беседы, как иллюстрация к рассказу педагога или как обобающее чтение. Так, занятие «Как человек относится к природе» завершается чтением саамской бывальщины «Земелюшка, прости»!
- Принцип создания эмоционального фона занятий и деятельности. Народное искусство всегда красиво и так близко доступно детям.
- Принцип доступности. Детей знакомят с саамскими художественными традициями по литературным источникам, музейным коллекциям, просмотру слайдов, диафильмов. Наряду с подлинными образцами должны быть фотографии, зарисовки.
- Принцип мотивации общественной пользы, когда украшение сумки-кисы предназначено для игры-драматизации; изготовление розетки из сукна; игольница по саамским мотивам в подарок маме, бабушке.
Формы работы с детьми по ознакомлению с народной культурой Кольского Севера:
- беседа;
- классный час;
- занятия на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства и народного быта, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- экскурсии;
- заочные путешествия;
- дидактические игры;
- весь спектр русского фольклора: песни, танцы, хороводы, игры, малый фольклор (заклички, попевки, пестушки и т.п.);
- развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- театральные постановки;
- литературно-музыкальные композиции;
- художественные выставки;
- уроки этики;
- просмотр учебных фильмов;
- изобразительная деятельность.
Основные критерии результативности:
- Проявление познавательного интереса к культуре и истории саамов.
- Активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
- Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
- Развитие личностных качеств, патриотических чувств, представления о народном искусстве, народных традициях.
Оборудование и методическое обеспечение
- сборник саамских сказок;
- куклы в саамской одежде;
- иллюстрации «Декоративно-прикладное творчество народов Кольского севера»;
- краски акварельные, гуашь, кисточки разной толщины;
- фломастеры разного цвета;
- цветные карандаши;
- альбомы;
- простые карандаши;
- мультимедийные презентации.
Таблица 1. Содержание учебного предмета
Раздел программы | Содержание материала |
Кол-во часов |
Ознакомление с окружающим |
Беседы: «Какие народы живут в Кольском Заполярье», «Саамские узоры», «Любить и беречь северную природу», «Седая тундра, «Труд оленеводов», «Северный олень». Экскурсия в Краеведческий музей (в магазин «Сувениры»). Рассматривание картины «На севере». |
6 |
Развитие речи |
Рассказывание саамских сказок «Богатырь «Ляйне», «Олешек – золотые рожки», «Сказки о солнце», «Чахкли». Литературная викторина по саамским сказкам. Театр на фланелеграфе «Сампо-лопаренок» по сказке Э. Топелиуса. Театр на фланелеграфе «Узнай героя сказки». |
9 |
Изобразительная деятельность. Ручной труд. Конструирование |
Аппликация «Узор для кулона». Декоративная аппликация «Малица богатыря». Коллективная аппликация «Саамский ковер». Коллективная аппликация «Дети Севера». Декоративное рисование «Кукла в саамском костюме». Сюжетное рисование по мотивам саамских сказок «Приходи, сказка!» Декоративное рисование «Украсим рукавицы богатыря «Ляйне». Рисование про представлению «Тала-медведь». Изготовление закладок для книг по мотивам саамского орнамента. Лепка «Олешек – золотые рожки». Декоративное рисование «Украшение бурок саамским узором». Изготовление игольницы для мамы и бабушки. Конструирование из бумаги «Саамская вежа». Лепка декоративной пластины с изображением оленя. Изготовление реквизита к театру игрушек. |
14 |
Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения |
Разучивание саамской игры Развлечение «Здравствуй, солнце!» Игра с куклами в саамской одежде. Сюжетно-ролевая игра «Выставка народного творчества». |
5 |
Итого |
|
34 |
Таблица 2. Тематическое планирование
Раздел, количество часов, отводимых на раздел |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Ознакомление с окружающим (2 часа) |
Беседа «Какие народы живут в Кольском Заполярье». Рассматривание картины «На севере». |
1 |
Беседа «Саамские узоры». |
1 |
|
Изобразительная деятельность (2 часа) |
Аппликация «Узор для кулона». |
1 |
Рисование по представлению «Тала-медведь». |
1 |
|
Развитие речи (1 час) |
Театр на фланелеграфе «Сампо-лопарёнок» по сказке Э. Топелиуса. |
1 |
Ознакомление с окружающим (1 час) |
Экскурсия в Краеведческий музей |
1 |
Развитие речи (2 часа) |
Рассказывание саамской сказки «Богатырь «Ляйне». |
1 |
Литературная викторина по саамским сказкам. |
1 |
|
Изобразительная деятельность. (1 час) |
Декоративное рисование «Украсим рукавицы богатыря «Ляйне». |
1 |
Ознакомление с окружающим (1 час) |
Беседа «Любить и беречь северную природу». |
1 |
Изобразительная деятельность (3 часа). |
Изготовление закладок для книг по мотивам саамского орнамента. |
1 |
Декоративная аппликация «Малица богатыря». |
1 |
|
Коллективная аппликация «Саамский ковер». |
1 |
|
Развитие речи (1 час) |
Рассказывание саамской сказки «Олешек – золотые рожки». |
1 |
Изобразительная деятельность (1 час) |
Лепка «Олешек – золотые рожки». |
1 |
Ознакомление с окружающим (1 час) |
Беседа «Седая тундра». |
1 |
Развитие речи (1 час) |
Театр игрушек «Олешек – золотые рожки». |
1 |
Изобразительная деятельность (1 час) |
Сюжетное рисование по мотивам саамских сказок «Приходи, сказка!» |
1 |
Ознакомление с окружающим (1 час) |
Беседа «Труд оленеводов». |
1 |
Изобразительная деятельность (1 час) |
Декоративное рисование «Украшение |
1 |
Ознакомление с окружающим (1 час) |
Беседа «Северный олень». |
1 |
Изобразительная деятельность (3 часа) |
Изготовление игольницы для мамы и бабушки. |
1 |
Конструирование из бумаги «Саамская вежа». |
1 |
|
Лепка декоративной пластины с изображением оленя. |
1 |
|
Развитие речи (1 час) |
Театр на фланелеграфе «Узнай героя сказки». |
1 |
Изобразительная деятельность (1 час) |
Декоративное рисование «Кукла в саамском костюме». |
1 |
Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения (1 час) |
Игра с куклами в саамской одежде. |
1 |
Развитие речи (1 час) |
Рассказывание саамской «Сказки о солнце». |
1 |
Изобразительная деятельность (1 час) |
Коллективная аппликация «Дети Севера». |
1 |
Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения (2 часа) |
Сюжетно-ролевая игра «Выставка народного творчества». |
1 |
Разучивание саамской игры. Рассказывание саамской «Сказки о солнце». |
1 |
|
Изобразительная деятельность (1 час) |
Изготовление реквизита к театру игрушек. |
1 |
Самостоятельная деятельность. Игры и развлечения (1 час) |
Развлечение «Здравствуй, солнце!» |
1 |
Развитие речи (1 час) |
Рассказывание саамской сказки «Чахкли». |
1 |
Итого |
|
34 |