Роль хорового пения в формировании личности школьника

Разделы: Музыка

Класс: 8

Ключевые слова: хоровое пение


Школьные годы, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему – самые продуктивные. Именно в школе ребенок приобщается к творчеству, формируются его вкусы, он учится понимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Очень важно именно в этот период создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования его личности.

В условиях реализации ФГОС проблема развития музыкальных способностей и раннего выявления одаренности становится все более актуальной. Для развития всех сфер экономики страны необходимы неординарные творческие личности. Создаются ли сегодня достаточные условия для такой работы? Очень часто для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, просто не хватает времени в условиях современной массовой общеобразовательной школы. А без этого воспитание и образование не может стать целостным и гармоничным.

Очень многогранен и сложен процесс музыкального воспитания учащихся в школе средствами хорового искусства. В основе его лежит развитие музыкальных способностей ребенка: вокальной психомоторики, чувство ритма, музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие музыкальных способностей в хоровом коллективе является одним из действенных средств творческого становления личности.

Программы по музыке направлены в основном на восприятие, слушание музыки, приобретение знаний и умений. Стремясь сообщить детям как можно больше сведений в области музыкальной культуры, уделяется недостаточно времени на развитие у учащихся вокально-хоровых навыков. Эта проблема должна решаться во внеурочной деятельности на занятиях хора и вокального ансамбля. В настоящее время, совершенствование форм и методов работы с хором приобретает особую остроту. Не секрет, что больше внимания уделяется эстрадному пению, нежели хоровому, а ведь это живой творческий процесс, никакая другая форма занятий не вызывает такого чувства единения, патриотизма и коллективизма.

О незаменимой роли хорового пения в формировании личности говорили выдающиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский. Без хорового искусства, как в православной, так и в светской традициях невозможно представить себе русскую культуру. О возрождении хорового детского пения, развитии массового хорового искусства говорилось в этом году на Всероссийском съезде хорового общества, председателем которого был избран художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. После возрождения и проведения учредительного съезда ВХО, Павел Пожигайло, ставший исполнительным директором хорового общества, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, президент Фонда изучения наследия П.А.Столыпина, отметил: «Хоры – это самая массовая форма культуры и искусства, и, если они зазвучат по всей стране, то сама страна будет ощущать себя единым культурным пространством» [1]. В его ярком и далеко не бесспорном интервью, выделим слова, с которых он его начал: «Я считаю, что хоровое пение в стране – это основа ее безопасности. И если бы я сейчас разрабатывал доктрину национальной безопасности России, то одним из первых пунктов было бы возрождение хорового пения во всех средах – в армии, системе МВД, в школах, на заводах» [2]. Добавим, что не только пения не хватает сегодня нашим детям. Урок музыки, вмещающий очень много, не может обеспечить новые поколения ни пением, ни инструментальным музицированием, ни вдумчивым знакомством с творчеством гениальных композиторов в полном объеме. Понемногу обо всем – вот и результат.

Действительно, с чего-то надо начинать. И выведение хорового пения, одной из форм работы на уроке музыки, в отдельную дисциплину может стать мощным рычагом для повышения культуры России, ведь в процессе хорового исполнительства у детей развивается стремление отдать людям то духовное богатство, которое они приобретают в общении с музыкальным искусством. Каждое концертное выступление – это своеобразный итог на пути развития хора и отдельной личности. К тому же хор – это весьма универсальное учебное средство для воспитания ученика: пение в хоре помогает ребенку развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

При этом следует подчеркнуть, что современной школе нужна новая концепция коллективного вокального музицирования, новый подход к хоровому пению: энтузиазмом одних учителей музыки эта проблема решиться не может. Специалисты призывают ввести в российских школах уроки пения, а администрация порой старается сократить и уроки музыка. Для развития рациональных идей воспитания музыкальной культуры России необходима поддержка не только хорового общества, но и, буквально, на всех уровнях образовательной системы. И примеры такой поддержки мы видим во многих странах, причем не только в прошлом (вспомним, что в древнегреческих Афинах, в свободном городе, существовала государственная обязанность, состоявшая в том, что все свободные граждане пели в хоре до 30-летнего возраста), но и в современности: в Германии, Швейцарии, Венгрии и Японии хоровому искусству уделяют очень большое внимание.

В России же, система верований которой сопровождается a’капельным пением в церкви, это особенно важно: нестройное сегодняшнее пение в православной церкви «всем миром» – следствие наших недоработок за последние десятилетия. Но сегодня, когда что-то стронулось в сознании и церковь запела – мы можем совершить настоящую мирную революцию введение специального урока хорового пения, ведь занятия хоровым пением в детстве воспитывают творческих, неординарных, толерантных людей с хорошим вкусом.

Литература

1. Пожигайло П. «Я считаю, что хоровое пение в стране – это основа ее безопасности…» // Губернские новости хорового общества. – 2013. – №1. – С.1. – URL: http://www.sevhor.ru/download/gazeta_inet.pdf. – Дата обращения – 2 февраля 2014 года.