Воспитать человека, гражданина, личность

Разделы: Классное руководство

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться».
Янош Корчак

Я работаю в школе 29 лет, из них 27 года в качестве классного руководителя. Это путь потерь и находок, успехов и неудач, поиска своего пути в педагогике, в воспитании и освоении традиций. За эти годы выработался мой личный опыт, основанный на имеющихся знаниях, методической литературе и совете старших коллег. В моей практике часто встречались педагоги, которые рассматривают классное руководство как дополнительную и зачастую обременительную нагрузку, но с такой позицией я в корне не согласна.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности.

Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего – в школе. В таких условиях невозможно решить задачи, поставленные обществом перед школой, только средствами урочной и внеурочной деятельности. На первый план выходит деятельность именно классного руководителя, который должен создать условия для максимального развития каждого ребёнка, сохранения его неповторимости, раскрытия его потенциальных талантов, а так же для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Сегодня многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Основу этих отношений всё в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнёрство. Воспитывают ребёнка не классные часы, морализирование, указание ребёнку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная деятельность.

Я пришла к следующему выводу: что воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса, очень разного и по социальному, и по интернациональному составу, и по уровню общительности детей. Именно поэтому и возникла мысль: выстроить внеклассную работу так, чтоб каждый был погружен в деятельность, нашел себя, проявил себя как личность, и, в то же время, сформировать коммуникабельный, дружный коллектив единомышленников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания воспитательной системы, направленной на обеспечение благоприятных условий для обучения, развития и социализации каждого ребенка.

Систему воспитательной работы разработала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цели:

  • развитие личности ребёнка;
  • формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетическое и физического потенциалов;
  • овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире;
  • овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности;
  • овладение приёмами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной действительности.

Чтобы реализовать данные цели, необходимо решить следующие задачи:

  • Каждый ребенок — личность. Главное — воспитать личность, найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее.
  • Воспитание в детях уважения к себе и к другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).
  • Воспитание ребенка как члена общества, воспитание в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
  • Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Воспитание в детях доброго отношения к родителям.
  • Развитие внимания, мышления, памяти, речи учащихся.
  • Развитие творческой активности учащихся.
  • Развитие чувства долга и ответственности.
  • Развитие самооценки ребенка.
  • Воспитание социально адаптированного человека, т. е. человека, приспособленного к требованиям общества.

Одним из самых приоритетных направлений деятельности считаю гражданско-патриотическое воспитание. Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом. Исходя из неоднородности контингента класса, пришла к необходимости сделать акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мною была разработана воспитательная программа «Я – гражданин России», целью которой стало формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком, соблюдая при этом моральные и правовые нормы, социальной активности и заинтересованного участия в общественной жизни.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

В этой связи совершенно объяснимо стремление усилить воспитательную направленность образовательного процесса: больше внимания уделить практическому изучению позитивных общественных явлений и фактов (гражданские поступки, ответственное отношение к труду, уважение собственного достоинства и достоинства другого человека) через участие в общественных акциях, социальную практику, проектирование и другие формы работы.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Состоит из восьми тематических модулей, разделенных на соответствующие им направления. В данной системе основными субъектами воспитательной деятельности являются наряду с классным руководителем обучающиеся, родители, учителя-предметники.

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. За последние несколько десятков лет страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения. Общение с детьми показало, что многие из них стремятся к лидерству в различных видах деятельности. В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного подхода понимается нами широко: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве. Для того, чтобы каждый ребенок смог реализовать данную потребность мною создана система внутриклассного управления.

Ключевая идея воспитательной системы ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей возраста.

Считаю, что большое значение в построении такой воспитательной системы играют и общешкольные мероприятия, которые проводят непосредственно дети.

Существенную роль играют принципы воспитательной системы:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

8. Уметь взаимодействовать с ребенком.

9. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

10. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

11. Принимать индивидуальность ребенка.

12. Проявлять веру в ребенка, симпатию.

Реализация намеченных задач в работе с детьми невозможна без активного участия родителей, поэтому стараюсь построить воспитательный процесс с их участием, что не только делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, но и способствует сплочению семьи.

Результатом работы является положительная динамика уровня воспитанности, личностного роста, мониторинг которых проводится в школе заместителем директора по воспитательной работе регулярно.

Результаты труда в воспитании подрастающего поколения радуют тем, что мои воспитанники растут дружными, уважительными, любят свой край, ведут здоровый образ жизни, активно участвуют в социальных акциях. Ни один из ребят не состоял на учёте по делам несовершеннолетних. Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и уважение своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.

На мой взгляд, профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут казаться невнимательными и ленивыми, агрессивными, заносчивыми и слабыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе то лучшее, что делает человека человеком.