Цель занятия: нейтрализация факторов риска, связанных с мотивами употребления наркотических веществ.
Задачи:
- формировать представление о силе группового давления на личность;
- развивать чувство ответственности за свои поступки в процессе группового взаимодействия;
- формировать объективное отношение к группе и понимание, что решение, принимаемое «своей компанией», не всегда самое правильное;
- развивать способность делать самостоятельный выбор и уметь поступать в соответствии с собственными решениями;
- расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Занятие включает в себя:
- информационную часть,
- дискуссионно-поисковую часть,
- тренинговую часть (отработка навыков зрелого поведения в ситуациях риска).
Занятие рассчитано на 1,5 часа (два урока).
Целевая аудитория: учащиеся 6-8 классов.
Оснащение: фильм <Приложение 1>, компьютер, проектор, доска, бланки для деловой игры, фишки (круглые наклейки), презентация <Приложение 2>.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Просмотр фильма (авторская модификация)
Обсуждение фильма:
- Какую проблему затрагивает фильм?
- Почему люди поддаются мнению окружающих?
- Какие чувства и мысли вызывает фильм?
- Почему рассказ об экспериментах продолжается темой употребления алкоголя?
- Что вы поняли из фильма?
3. Информирование-1
Одной из причин потребления наркотических веществ, таких как табак, алкоголь, наркотики, – является стремление быть «как все». Конечно, очень важно быть принятым группой, чувствовать себя её полноправным членом; под группой имеется в виду класс, компания, ребята во дворе и т.д. Но у каждой группы есть свои неписаные законы, ценности, правила и требования к своим членам. В одной компании слушают музыку, обмениваются дисками, занимаются спортом. В другой компании – скидываются на выпивку, хулиганят в подъездах, сквернословят, дерутся. И по этим проявлениям сразу можно понять, в какую компанию ты попал и стоит ли стремиться стать её членом.
Ещё древний мудрец Омар Хайям сказал:
Чтоб мудро жизнь прожить
Знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай,
Чем что попало есть:
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
СЛАЙД №2
4. Прослушивание рассказа «Щенок и змея» С.Михалкова
«Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать.
Вылезла в лесу из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.
- Вот ты на меня смотришь и молчишь... А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! - сказал Щенок Змее. - Все меня учат, прорабатывают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..
Пока Щенок жаловался, Змея молчала.
- Пойдешь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.
Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча. Насмерть». [1]
5. Упражнение – игра «Я говорю вам…»
Всем учащимся предлагается одновременно выполнять те команды, которые произносит психолог.
- «Я говорю Вам встать…»
- «Я говорю вам взять ручку…»
- «Я говорю вам сесть…»
- «Я говорю вам начать жевать ручки…»
Обсуждение:
- Какие команды было выполнять легко?
- Какие команды не хотелось выполнять?
- Почему Вы не стали жевать ручки?
- Возникло ли у Вас желание последовать этой команде?
- Что легче для Вас, отказаться или выполнить неприемлемую команду?
- Легко ли бывает отказать друзьям в компании и не выполнять то, что может принести вред?
- Всегда ли подростки из твоей команды, которые старше и сильнее тебя, правы?
- От чего будет зависеть, будете ли Вы следовать тому, к чему призывают Вас ваши друзья?
Резюме: «Сказать нет или отказать не всегда легко. Не каждому это удается с первого раза. Но этому можно и нужно учиться. Если Вы стремитесь быть самостоятельным, уверенным в себе человеком с чувством собственного достоинства, человеком, который уважает не только окружающих, но и сам себя, то Вы сами будете принимать решения, а не позволять это делать за Вас кому-то другому». [2]
СЛАЙД №3
6. Упражнение «Закончи рассказ» (в группах)
Инструкция: «Ребята, сейчас я вам прочитаю неоконченный рассказ. Ваша задача - придумать два варианта финала этого рассказа».
«У нас своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то вещество, которое называл «наркотой» и предлагал нам тоже его попробовать. Он так увлекательно рассказывал, как после этого становится здорово. Некоторые пробовали сразу. Я отказался. Он пытался меня убедить, что ничего не случится, если я попробую один раз…..». [2]
В обсуждении затрагиваются моменты:
- Как Вы думаете, какой из вариантов рассказа будет способствовать осуществлению ваших планов на будущее, а какой может их нарушить, т.к. является негативным, неблагоприятным для судьбы подростка и его здоровья?
И такие моменты, как:
- С чего начинается путь каждого наркомана.
- Курящему человеку легче предложить другие наркотики.
- В предложенной сигарете может оказаться наркотическое вещество, которое может сделать тебя зависимым.
- Делая выбор, думай, что будет потом.
- Возразить группе, старшему, другу не всегда легко, но согласие окажется страшнее (первым шагом на пути к твоему концу).
- За свою жизнь отвечает сам человек, потому что конечный выбор всегда остаётся за ним.
СЛАЙД №4
7. Информирование-2
Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планами, интересами? Как?
Попробуем сформулировать разные виды отказа.
Отказ должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет».
СЛАЙД №5
Как вы откажете своему другу, если он предлагает что-то, что вам совсем не нужно? А если он обидится?
СЛАЙД №6
8. Упражнение «Ролевая игра»
Учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого (за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм и другие варианты отказа, затем участники меняются ролями. [3]
Обсуждение упражнения: Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства испытывали, играя разную роль? Что было проще, уговаривать или отказываться? Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?
Резюме: «Умейте противостоять давлению. Просите помощи, если нужно. Не позволяйте решать за вас!»
9. Деловая игра «На что потратить жизнь» (авторская модификация) [4]
Инструкция: «Я раздаю вам по 5 жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, физических и душевных сил, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 5 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность и соответственно ваша жизнь.
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. На листе, который каждый из вас получил, парами расположены зоны – «кружки», в которые вы будете вклеивать свои жетоны при выборе. Готовы?
Итак, начинаем «торги»: (психолог парами последовательно зачитывает варианты)
СЛАЙДЫ №7–9:
После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявляется, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.
СЛАЙДЫ №10–11
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают».
Обсуждение игры:
- Легко ли было делать выбор?
- Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
- Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры? Что хотелось изменить?
- Считаете ли вы, что игра от этого станет более интересной?
Резюме: «Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Выбор решения в каждой конкретной ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.
Многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее». И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда вы вновь будете находиться перед выбором, задумайтесь на что потратить свою жизнь, не растрачивайте её попусту. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
Все в ваших руках».
СЛАЙД №12
10. Притча «Всё в твоих руках» [5]
11. Рефлексия. Итог
СЛАЙД №13
Список литературы
- Программа занятий по предупреждению наркогенной зависимости детей школьного возраста: Пособие по проведению психолого-педагогического тренинга / С.В.Бакал, Н.А.Вдовина, С.В.Кудашова и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – С.56.
- Александровна О.И. Здоровье и благополучие детей – общая забота школы и родителей [Электронный ресурс] // URL: http://позитив-центр.рф/kopilka.htm.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – С.136.
- Возможности компетентностного подхода в развитии гражданственности старшеклассников / А.В.Дергай [и др.]. — Минск: Медисонт, 2008. — С. 34.
- Ковпак Д.В. 111 баек для психотерапевтов. – СПб.: Питер, 2009. – С.48.