Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семье детях, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому, что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.
Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не всё обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах; и наконец, в-третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.
Вследствие этого возросла напряжённость в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объёме из-за дополнительной нагрузки на работе, значительно возросшей в последние годы. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.
Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днём растет, и большая его доля приходится на детей, имеет смысл обратить внимание именно на эту категорию граждан, которые нуждаются в особой защите не только от социальных трудностей, но зачастую и от своих собственных родителей.
Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.
Работая с семьями, изучая их, мы убедились: одна из причин, обусловливающих сегодня невысокую эффективность воспитательных функций родителей, - их конфликтность. Совершенно очевидно, что любой семейный конфликт ведёт к возникновению у ребёнка серьёзных проблем, зачастую влечёт за собой ту или иную форму безнадзорности.
Одной из самых распространённых среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведёт к определённым нарушениям в психическом и личностном развитии ребёнка.
Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребёнка в разведённой, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растёт и поэтому очень важно знать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.
В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострения не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.
Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.
Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной «открытой» формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).
Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с семьей.
Современные технологии помощи неблагополучной семье осуществляются через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный подходы.
Основная роль в работе с неблагополучными семьями принадлежит зам. директора по ВР, классным руководителям, педагогу-психологу, социальному педагогу.
Главной целью работы является формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.
Задачи:
- разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности;
- повышение педагогической культуры родителей учащихся и привлечение их к совместной с подростками и педагогами деятельности;
- определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося;
- организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.
Основная же задача - помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.
Принципы, применяемые в работе с семьёй:
- Повышение её активной жизненной позиции.
- Повышение престижа здоровой семьи.
- Воспитание коммуникативной культуры.
- Поддержка самореализации членов семьи.
- Социальное партнёрство служб, работающих в системе социальной помощи семье.
- Профилактика семейных проблем.
Механизм реализации:
Осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- организация совместной деятельности учащихся и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание;
- создание системы оказания психолого-педагогической и социально-педагогической помощи родителям учащихся.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность:
- возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;
- улучшение микроклимата в семье;
- обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком);
- оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций;
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде; - повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;
- улучшение взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
- активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
В работе с семьёй необходимо, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло их детям, и постоянно заботились бы об этом доме. А школа, в свою очередь помогла бы родителям установить со своими детьми такие отношения, чтобы каждый член семьи был самым любимым и самым необходимым. Мы признаём и всячески поддерживаем главенствующую роль семьи в воспитании детей.
Таким образом, успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений; умению социальных педагогов, педагогов-психологов и классных наставников видеть сложные взаимоотношения в семье, деликатно их корректировать, гармонизировать. Участвуя в жизни класса, родители общаются и с другими детьми, лучше понимают своего ребёнка; охотнее воспринимают советы учителя, психолога, социального педагога.
Список литературы
1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.: ил. – (Психология для всех).
2. Научно-методический журнал – Социальная педагогика в России №5, 2008, №6, 2008.