Развитие творческих способностей детей в процессе обучения иностранных языков

Разделы: Начальная школа


На современном этапе развития общества изучение английского языка в начальной школе является требованием времени. Кроме того, младший школьный возраст – благоприятный возраст для изучения иностранных языков. Для более успешного освоения английского языка детьми на раннем этапе обучения необходимо развитие их творческих способностей. Наиболее ярким каналом реализации и формирования способности детей к творчеству является игра.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются впоследствии те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых связана с поступлением в школу.  В основе развития творчески способностей лежат всё те же знания, умения, навыки, которые являются основой всех форм обучения и образования, но только они имеют свою специфику.

Знания не должны получаться в готовом виде, а должны добываться самим творцом. Дети учатся не только констатировать факты, а глубоко разбираться в сущности явлений. В первую очередь это касается творчества.

Творчество – это акт творения, создание вещи, не существующей до этого в природе. Будь эта вещь материальная или духовная ценность. Творческие же способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность в различных областях деятельности, особенно в младшем школьном возрасте.

Детское творчество непосредственно, в нём присутствует подражание, повышенная эмоциональность.

Известно, что ведущей деятельностью ребёнка 7-9 лет является учебная деятельность, но на протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок продолжает играть. Поэтому использование игр в процессе обучения младших школьников английскому языку чрезвычайно велико; игры должны занимать большую часть времени обучения детей – ведь любой элемент обучения, любой текст и тему можно подать в игровой форме, активизируя творчество, мыслительный процесс, энергию и интерес ребёнка к иностранному языку.

Урок английского языка рассматривается мной, как социальное явление, где классная аудитория – это определённая социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. Ролевая игра представляет   собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность общения здесь обусловлена в первую очередь взрывом эмоций, повышенным интересом к предмету.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность детей, занятых в игре. А если ребёнок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим – то она и привлекает нас учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «Оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми!»

Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребёнок воображает себя лётчиком, а стулья – сверхзвуковым самолётом, и мы присутствуем на небольшом спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.

С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

В разработанной мной системе ролевых игр практически всё учебное время отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так, как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, определить, насколько она соответствует задаче общения, и правильно отреагировать на неё.

В результате игра позволяет мне организовать деятельность обучаемых детей, сделать её более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительной информации – то есть создаёт мотивацию, которой так часто не хватает ученикам и придаёт изучению  английского языка практическую направленность.  Дети овладевают языком не на основе имитации, а осознанно, т.к. игра позволяет представить все упражнения как коммуникативные.

Результатом моей педагогической деятельности являются методические рекомендации для учителей, в которых сформулированы основные положения:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения.
  2.  Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль.  Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
  4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой обстановке, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, и том, что он может исполнять любые роли.
  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать языковой материал.
  6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

Подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что сюжетно-ролевые игры в контексте развития творческих способностей – основа креативной деятельности. Они положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка.