Русский язык как иностранный. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности на уроках РКИ/РКН

Разделы: Русский язык


В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования.

Дети, которые приехали вместе с родителями на временное или постоянное проживание в столицу или в другие города России, не могут без специальной подготовки включиться в процесс обучения на русском языке. Более того, эти дети не могут затем продолжать образование в российских вузах.

Была разработана программа по русскому языку «Основы русской грамматики для детей-инофонов школьного возраста». Особая роль грамматики в курсе изучения любого иностранного языка, в том числе и русского как иностранного, состоит в том, что грамматика является базой, без которой невозможно полноценное использование иностранного языка, употребление его как средства общения.

Положение о языковой компетенции обучающихся ясно показывает, какую роль в процессе обучения иностранному языку играет грамматика: является базой, основой всего процесса обучения. Но главная цель обучения - свободное общение на языке, учитывая особенности различных видов речевой деятельности. Поэтому при работе над грамматикой необходимо развивать все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Коммуникативно-речевая компетенция обучающихся:

Аудирование

Обучающемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 150-200слов (половина страницы машинописного текста).

Текст должен содержать не менее 30% избыточной информации. К тексту дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой) Текст предъявляется 2 раза. Количество воспринятой информации должен составлять не менее 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации. (Пересказ с опорой на вопросы)

Говорение

Обучающийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. (Спросите, где живет……,)

Обучающийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка). Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста.

Обучающийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальный и невербальные средства. На подготовку монолога отводится 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.

Обучающийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.

Письмо

Обучающийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты (диктант).

Обучающийся должен уметь составлять в письменной форме план прочитанного или прослушанного текста. Показателем сформированности умения является адекватности отражения предъявленной информации и правильность ее оформления в письменном виде.

Обучающийся должен уметь излагать в письменном виде полученную в письменной или устной форме информацию (изложение).

Обучающийся должен уметь составлять самостоятельно тексты описательного и повествовательного характера на сформулированную преподавателем тему (сочинение). Показателем сформированности умения является логичность изложения, грамматическая точность оформления мысли, объем и полнота изложения.

Чтение

Вводится работа по изучающему чтению (объем текста 150-200 слов, воспринимаемой информации составляет 80-90%) и ознакомительному чтению (объем текста 300-320 слов, количество воспринимаемой информации составляет не менее 70%)

Используются разные виды чтения:

Чтение вслух, внутреннее проговаривание читаемого текста и чтение глазами, что способствует формированию правильных слухомоторных навыков и навыков смыслового восприятия текста. Наибольшее место на уроке уделяется чтению вслух, т.к. необходимо постоянно контролировать произношение отдельных слов и правильное интонирование текста.

Групповое чтение и чтение с учителем выполняет функции подготовительного, коррекционного, поддерживающего чтения на этапе формирования навыков самостоятельного чтения.

Итак, как показывает опыт работы, дети мигрантов, приезжающие в нашу страну на постоянное место жительства и для которых русский язык является иностранным, имеют затруднения в освоении и усвоении норм русского языка и грамматики. Основное затруднение для них -невозможность правильно грамматически оформить свое высказывание. Педагоги должны показать этим детям, что строй русского языка сильно отличается от их родного, что им необходимы специальные занятия и что причина их неуспеваемости в школе кроется в непонимании норм русского языка. Учителя должны сформировать у них понятие речевой ошибки, психологически переориентировать их на сознательное отношение к изучению русского языка.

Таким образом, курс РКИ/РКН способствует формированию у детей-мигрантов коммуникативно-речевых умений, необходимых для успешного обучения в общеобразовательных школах Российской Федерации. Обучение ведется на элементарном и базовом уровне. Специфичны принципы отбора материала для обучения.