Цели праздника:
- мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
- развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
- воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
- способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный праздник! Праздник, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Давайте вспомним, как всё начиналось.
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли
"Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
Вот проходит день за днём,
Изучаем «Азбуку».
Ученик 6:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Ученик 7:
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
Ученик 8:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать
Ученик 9:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик 10:
Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог
Ма и ша ,а вместе Маша
К нам явились на урок.
Ученик 11:
Мы знаем буквы, знаем слоги
Умеем говорить, считать.
И постепенно, по не многу
Мы научились все читать.
Ученик 12:
И в десять лет и в шесть, и в пять
Так хорошо уметь читать!
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски.
Все прочитаем в жизни сказки.
Ученик 13:
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она
Ученик 14:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: научились!
Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: Азбука!
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?
Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.
Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Дети: Да!
Учитель: Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились. Будь нашей гостьей!
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Припев:
Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Припев:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Припев:
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Припев:
Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Припев:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем
Припев:
Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Наткой в ЗАГСе мы теперь
Сможем расписаться!
Припев:
Ах, Букварь, ты мой Букварь,
Такой родненький!
Почему же ты Букварь,
Такой тоненький?
Припев:
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
Припев:
Не печалься ты, Букварь,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
Припев:
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
Мальвина:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.М: Мед в лесу медведь нашел -
Мало меду, много пчел.Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Мальвина: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).
Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!
Мальвина: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.
Отгадайте буквы по их описанию.
Дети читают стихи
1.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
2.
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква …(Ю)
3.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
4.
Вы посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?
Физминутка
Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
Мальвина: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах.
Игра «Отгадай-ка»
Азбука. Молодцы! А теперь задание посложнее.
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
Очень скоро встретит вас ваш весёлый, звонкий (класс)
В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс (звонок)
То, какой ты ученик, всем расскажет твой (дневник)
Быть должны всегда в порядке твои школьные (тетрадки)
Кто карандаш свой потерял, тот кто забыл, что есть (пенал)
Я сижу, едва не плача: очень трудная (задача)
Коль вертеться будешь много, знай – накажут очень (строго)
Долгожданный дан звонок, это кончился (урок)
Веселятся Коля, Лена – это значит (перемена)
Мальвина: Азбука, ребята отгадали все загадки. А теперь посмотрим сценку .
Сценка «Опять двойка». 1в класс
Режиссёр:
Я хочу снять фильм! Великий фильм! О чём же он будет? Ах! Точно! О школе! А фильм будет называться «Опять двойка».
Ассистентка: Кадр 1 дубль 1
(Выходят отец с газетой, мать со стиркой, сын с портфелем, музыка сельская)
Сын: Мам! Я получил двойку.
Мама: Отец! Наш сын получил двойку.
Отец: Как наш сын получил двойку? Где мой ремень?
Режиссёр: Стоп, стоп, стоп! Что-то здесь не то! Точно! Надо что-то, повеселее!
Ассистентка: Кадр 1 дубль 2
(музыка рок-н-ролл)
То же самое только весело
Режиссёр: Стоп, стоп, стоп! Что-то здесь не то! Точно! Надо что-то спортивное!
Ассистентка: Кадр 1 дубль 3
(музыка «А ну ка песню нам пропой весёлый ветер»)
Тоже только речитативом под маршировку
Режиссёр: Стоп, стоп, стоп! Что-то здесь не то! Точно! Надо как-то, потрагичнее!
Ассистентка: Кадр 1 дубль 4
(музыка грозная)
Отец: Как наш сын получил двойку? Где мой валидол?
Учитель. Ребята, кажется, кто-то стучится! Кто это?
Ребята к нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним!
Дети. Здравствуй Петрушка!
Учитель. Поздоровайся и ты, Петрушка! Видишь, публика!
Петрушка. Не вижу я никакого бублика!
Учитель. Да. Не бублика, а поздоровайся с публикой!
Петрушка. А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители. А подраться со мной не хотите ли?
Учитель. Ну как тебе, Петрушка не стыдно безобразничать. Ты у ребят на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся.
Петрушка. Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас праздник!
Учитель и дети. Прощание с азбукой
Петрушка. А можно я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель. А что ты можешь нам предложить?
Петрушка. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?
Учитель. А в чем состязаться?
Петрушка. Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает пальто. Ну как, найдутся у вас такие ребята?
Учитель. Ну, Петрушка, скажу тебе я тебе заранее. Не нужны нам такие соревнования. Наши ребята такими делами давно не занимаются
Петрушка. Да, я пошутил
Учитель. А хочешь, соревнование проведу я?
Петрушка. Конечно!
Учитель. Тогда помогай мне.
Учитель: Дорогие ребята, Петрушка! Хочу проверить, как вы знаете правила дружбы, правила поведения.
Петрушка. У меня много друзей! Да, я и самый вежливый из всех вежливых ребят!