Цель: познакомить с правилом деления суммы на число.
Задачи:
- выявить различия между двумя способами деления суммы на число на основе анализа выражений;
- научить применять правило деления суммы на число для нахождения значения выражений и решения задач;
- формирование интереса к изучению учебного предмета «Математика», количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Предметные результаты:
- выполнять внетабличное умножение и деление;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки.
Познавательные:
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения.
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- принимать активное участие в работе в паре, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства.
Личностные:
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.
Ход урока
1. Организационный этап
- С каким настроением вы сегодня пришли в школу?
Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: солнышко - радостное, хорошее настроение, солнышко с тучкой - скучное настроение, тучка - грустное настроение.
- Вы видите, что настроение бывает самым разным: ужасным и веселым, и грустным, и прекрасным.
- Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!
- Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.
Зазвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Если будете стараться
И усердно заниматься,
То терпение и труд Вас к успеху приведут.
2. Актуализация знаний
1) Упражнение на внимание
- В таблице в беспорядке расположены числа от 30 до 60.Но всего в ней 16 чисел, значит, некоторые пропущены. Сколько? Какие это числа?
30 | 48 |
53 |
42 |
52 |
33 |
41 |
56 |
58 |
49 |
55 |
46 |
39 |
45 |
37 |
59 |
Фронтальная работа.
Дети называют пропущенные числа, учитель записывает их на доске в произвольном порядке.
31,32,34,35,36,38,40,43,44,47,50,51,54,57,60.
С данным набором чисел продолжается работа на следующих этапах урока.
2) Устный счет
- Я выбрала из этого набора одно из чисел для чистописания. Посчитайте устно всю цепочку вычислений и запишите результат на своей доске (доска «Пиши-стирай»)
- Выбираем из данного ряда чисел самое большое число, делим его на 10, результат умножаем на 14, из полученного числа вычитаем 77, затем полученную разность умножаем на 13 и вычитаем 40.
Результат вычислений - число 51.
Оценка результата.
При наличии ошибок можно провести всю цепочку вычислений по заранее заготовленному шаблону на обратной стороне доски.
3) Чистописание.
Оформление классной работы. Повторение каллиграфически правильного способа написания цифр 1 и 5. Прописывание числа 51.
4) Повторение правила «умножение суммы на число».
Работа в парах.
У детей на столе карточки с выражениями и карточки со знаком «равно».
- Составьте равенства из предложенных выражений.
Одна пара учеников может выполнять работу на доске. Проверка по доске.
- Какое правило вы использовали при составлении равенств.
(7+3)*4 |
10*4+8*4 |
2*5+8*5 |
(2+8)*5 |
(30+7)*2 |
7*4+3*4 |
20*5+5*3 |
(20+5)*3 |
(10+8)*4 |
30*7+7*2 |
3. Изучение новой темы
На каждой парте лежит пакетик с конфетами: 6 конфет одного вида, 4 конфеты другого вида.
- У вас на столе есть пакетик с подарком. Откройте его. Ваша задача поделить конфеты между собой поровну. Для этого составим математическое выражение (6+4):2
- Прочитайте выражение - сумму чисел 6 и 4 разделить на 2.
- Продолжите предложения
Тема урока….(правила деления суммы на число)
На уроке мы научимся….(применять правило деления суммы на число для нахождения значения выражений и решения задач)
- Разделите конфеты между собой. Как вы это сделали? Запишем это математически
(6+4):2 = 6:2+4:2 = 3+2 = 5
Составьте правило, как разделить сумму на число, вставляя пропущенные слова в запись на доске.
Чтобы разделить…, можно разделить на число каждое …и результаты …(чтобы разделить сумму на число, можно разделить на число каждое слагаемое и результаты сложить)
- Этот способ говорит нам о том, что вы поровну делили каждый вид конфет. А если вам неважно будет, какая конфетка вам достанется, можно по-другому посчитать.
(6+4):2=10:2=5
- Составите самостоятельно правило, как разделить суму на число, согласно этому способу. Чтобы разделить сумму на число, можно вычислить сумму и разделить ее на число.
4. Первичное закрепление
1) Работа в парах
У детей на столе карточки с выражениями и карточки со знаком «равно»
- Составьте равенства из предложенных выражений.
75:3 |
32:8 |
(17+15):8 |
95:5 |
50:5+45:5 |
60:3+15:3 |
- Можно выражение (17+15):8 посчитать согласно правилу «Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на число каждое слагаемое и результаты сложить»
- Какой сделаем вывод?
Применяем способ деления суммы на число в зависимости от слагаемых в выражении.
2) Работа с учебником.
Учебник № 1 стр. 13
Решение выражений наиболее удобным способом. Коллективная работа.
- (80+16):4
- (30+21):3
- (11+13):7
3) Решение задач
а) Фронтальная работа.
Учащиеся при помощи сигнальных карточек (1,2,3) показывают ответ
Выберите правильное решение задачи:
В ящики, каждый из которых вмещает по 7 кг фруктов, разложили 35 кг яблок и 21 кг груш. Сколько всего ящиков потребовалось?
1) (35+ 21): 7 = 8 ящиков;
2) 35: 7 + 21 = 26 ящиков;
3) 35: 7 – 21: 7 = 2 ящика;
б) Устная коллективная работа№ 3 стр.13
Решение задачи по выражению (20+30):5 двумя способами.
4) Самостоятельная работа с самопроверкой по доске.
Учебник стр.13 Задание «Проверь себя и оцени свои успехи»
5. Рефлексия
Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Не было трудно…
- Теперь я могу…
- Я выполнял задания…
- Я понял что…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я попробую…
- Меня удивило…
6. Домашнее задание
№ 2 и № 5 стр.13
Список литературы
1. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по математике. Как? / Светлана Николаевна Костромина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 224с.
2. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч.2 / [М.И.Моро и др.]. - 10-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019. - 112 с.