Чему учил китайский мудрец Конфуций

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: Конфуций, Китай


Цели: обобщить и систематизировать знания о Китае, его месторасположении, климатических условиях и обществе; дать представление об основных идеях и взглядах китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы в Древнем Китае.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;
  • Метапредметные УУД: формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
  • Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.

План урока:

  1. Микромодуль интригующего образа
  2. Микромодуль мышления на основе воспоминания
  3. Новый материал:
    1. О Конфуции и его учениях
    2. Книги Китая
    3. Этикет Китая
  4. Микромодуль действенного закрепления
  5. Раскрытие интриги
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия
  8. Объяснение домашнего задания

Оборудование урока:

  • учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; «История Древнего мира», М. Просвещение, 2014 г.
  • историческая карта «Китай в древности»;
  • мультимедийная презентация;
  • транспаранты с высказываниями Конфуция.

Основные понятия: Мудрец, добродетель, манеры.

Ход урока

1. Микромодуль интригующего образа

Учитель: Ребята, сегодня я хочу вам рассказать удивительную историю от имени одной вещи. С момента ее «рождения» и до самой «смерти».

Сейчас я буду перевоплощаться и мне нужно, что в классе была идеальная тишина.

Итак, я начинаю…

«Родилась я в очень уютном и приятном месте. С детских лет меня окружали только заботой. Но, детство, к сожалению, было недолгим. С момента своего рождения я, бесспорно, изменилась и уже совсем не походила на себя маленькую. И вот я уже подросток, который отправился в далекое путешествие. Мне довелось побывать во многих странах и городах… Но свой долгий путь приключений я, конечно, начала из Китая…Как вы думаете почему? (Ответы детей) На этот вопрос я отвечу чуть позже».

2. Микромодуль мышления на основе воспоминания

2.1. Фронтальный опрос

- Ребята, расскажите, где находится Китай?

- Опишите его природно-климатические условия.

- Какой царь объединил Китай?

- Что делал Цинь Шихуань для получения денег на содержание армии? (Дети отвечают на вопросы, учитель им помогает)

2.2. Индивидуальное задание

«Расскажите о завоевательных войнах Цинь Шихуаня».

2.3. Творческое задание

Учитель дает одному ученику конверт, в котором находятся буквы слова «гунны», и просит его собрать и объяснить, как оно связано с Китаем.

3. Новый материал

Ассоциативная схема-изображение Конфуция

Учитель: Я хочу, чтобы по ходу моего рассказа вы в своих тетрадях записывали новые удивительные вещи, о которых сегодня будем говорить. Но прежде чем перейти к записям, мне хотелось бы снова превратиться в удивительную вещь. Кстати, вы не догадались, кто я? (Ответы детей)

«Итак, сейчас я хочу рассказать вам о том, как я выглядела. Я была недурна собой: на вид представляла невесомое существо с очень тонким силуэтом. Но несмотря на это, была достаточно сильной. А сила в моем путешествии мне очень пригодилась …»

Логические части

1. О Конфуции и его учениях

Актуальное: Ребята, скоро Новый год. Расскажите, как вы будите его отмечать? А с кем? Наверное, со своими родителями, в кругу семьи? А что для вас семья? Как вы думаете, старших уважать необходимо? (Ответы детей)

Историческое: Вы знаете, что в Китае жил мудрец Конфуций, который говорил, что высшая добродетель - это уважение к старшим. Почему он так говорил, мы сейчас узнаем. (Рассказ учителя о рождении и жизни Конфуция, а потом и о самом учении. На доске по ходу рассказа появляются транспаранты с главными изречениями философа: соблюдение давних порядков, главное в семье - это уважение, забота о стариках и т.д.)

Вопрос: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Конфуций и нам что-нибудь рассказал? Как вы думаете, что он сказал бы нам? (Предположения учеников)

Интересное: Заканчивая свое повествование, учитель рассказывает детям об одной традиции Китая - встрече Нового года в кругу семьи и обязательно с пельменями, которые лепят всей семьей. Это давний обычай, который почитают и сегодня.

Интрига: «Итак, я опять вещь. Обо мне говорил весь мир! Я была королевой. За общение со мной знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром. Я привлекала своей красотой всех».

2. Книги Китая

Актуальное: Но приобщаться ко всем традициям в наше время,например, можно с помощью рассказов бабушек и дедушек. В детстве вам наверняка читали книги именно они.

Историческое: Конфуций излагал своим ученикам содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних.( Рассказ учителя по учебнику.  По ходу рассказа появляется транспарант бамбук, учитель показывает «бамбуковую книгу» из коврика под горячее)

Вопрос: Так чем же отличаются книги Китая от наших? (Дети отвечают, что книги были бамбуковые)

Интересное: А знаете, ребята, раньше в Китае считались грамотными людьми не только те, кто правильно писал, но и писал красиво.

3. Этикет Китая

Актуальное: Сегодня, когда я зашла в класс, со мной сразу поздоровался…(Учитель называет имя ученика.) Я считаю это хорошей манерой поведения. А какие еще вы знаете правила поведения? (Дети отвечают)

Историческое: И снова мы обращаемся к Конфуцию. (Рассказ учителя по учебнику.)

Вопрос: Расскажите, ребята, какие правила приличия вам запомнились? (Ответы детей)

Интересное: В Китае, например, неприлично смотреть человеку прямо в глаза.

Интрига: «Итак, я продолжаю. Я была бесценна, и меня сопровождало много людей, в случае опасности они готовы были применить оружие. А тем, временем путешествие продолжалось, и я видела много интересного на своем пути. Вы еще не догадались, кто я?» (Предположения учеников)

4. Микромодуль действенного закрепления

Учитель: Ну что же, мы вышли с вами на заключительный этап и давайте сейчас вспомним, что нового сегодня мы узнали на уроке.

4.1. Фронтальный опрос

- Где расположен Китай?

- Какие главные реки там протекают?

- Как звали Китайского мудреца?

- Высшая добродетель – это …

-Книги в Древнем Китае делали из ствола?

4.2. Индивидуальное задание для групп

Назовите главные изречения Конфуция и объясните их.

Дети получают конверты, в которых написаны задания:

- В чем заключалась мудрость Конфуция?

- Как должен был вести себя китаец?

- Почему китайцы считали, что небо покровительствует правителю?

- Чем китайская письменность похожа на египетскую?

5. Раскрытие интриги

Ребята, сейчас я продолжу свои историю и вы наверняка догадаетесь, кто я.

«Итак, я то, что очень любят девочки, я очень красивая вещь и могу украсить вас… Я нахожусь в коконе, сплетенном шелкопрядом. В наше время люди очень ценят шелковые ткани, которые приносят красоту и радость.

Я - шелковый халат.» (Учитель предлагает примерить одному из учеников халат)

6. Подведение итогов урока

Рефлексия

Учитель: Ребята, наше знакомство с Китаем подходит  к концу. Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке.

7. Домашнее задание

  • Общее задание для всех учеников: параграф 22, вопросы и задания после параграфа.
  • Для сильных учеников - составить синквейн по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций».
  • Для средних учеников необходимо продолжите перечень «Правила поведения воспитанного китайца».
    Воспитанный китаец
    а) входя в дом, снимает туфли;
    б)……………………………….;
    в) ………………………………;
    г) ……….……………………….
  • Для слабых учеников – ответить на проблемный вопрос - актуально ли учение Конфуция в наше время?