Цели: обобщить и систематизировать знания о Китае, его месторасположении, климатических условиях и обществе; дать представление об основных идеях и взглядах китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы в Древнем Китае.
Планируемые результаты:
- Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;
- Метапредметные УУД: формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
- Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.
План урока:
- Микромодуль интригующего образа
- Микромодуль мышления на основе воспоминания
- Новый материал:
- О Конфуции и его учениях
- Книги Китая
- Этикет Китая
- Микромодуль действенного закрепления
- Раскрытие интриги
- Подведение итогов.
- Рефлексия
- Объяснение домашнего задания
Оборудование урока:
- учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; «История Древнего мира», М. Просвещение, 2014 г.
- историческая карта «Китай в древности»;
- мультимедийная презентация;
- транспаранты с высказываниями Конфуция.
Основные понятия: Мудрец, добродетель, манеры.
Ход урока
1. Микромодуль интригующего образа
Учитель: Ребята, сегодня я хочу вам рассказать удивительную историю от имени одной вещи. С момента ее «рождения» и до самой «смерти».
Сейчас я буду перевоплощаться и мне нужно, что в классе была идеальная тишина.
Итак, я начинаю…
«Родилась я в очень уютном и приятном месте. С детских лет меня окружали только заботой. Но, детство, к сожалению, было недолгим. С момента своего рождения я, бесспорно, изменилась и уже совсем не походила на себя маленькую. И вот я уже подросток, который отправился в далекое путешествие. Мне довелось побывать во многих странах и городах… Но свой долгий путь приключений я, конечно, начала из Китая…Как вы думаете почему? (Ответы детей) На этот вопрос я отвечу чуть позже».
2. Микромодуль мышления на основе воспоминания
2.1. Фронтальный опрос
- Ребята, расскажите, где находится Китай?
- Опишите его природно-климатические условия.
- Какой царь объединил Китай?
- Что делал Цинь Шихуань для получения денег на содержание армии? (Дети отвечают на вопросы, учитель им помогает)
2.2. Индивидуальное задание
«Расскажите о завоевательных войнах Цинь Шихуаня».
2.3. Творческое задание
Учитель дает одному ученику конверт, в котором находятся буквы слова «гунны», и просит его собрать и объяснить, как оно связано с Китаем.
3. Новый материал
Ассоциативная схема-изображение Конфуция
Учитель: Я хочу, чтобы по ходу моего рассказа вы в своих тетрадях записывали новые удивительные вещи, о которых сегодня будем говорить. Но прежде чем перейти к записям, мне хотелось бы снова превратиться в удивительную вещь. Кстати, вы не догадались, кто я? (Ответы детей)
«Итак, сейчас я хочу рассказать вам о том, как я выглядела. Я была недурна собой: на вид представляла невесомое существо с очень тонким силуэтом. Но несмотря на это, была достаточно сильной. А сила в моем путешествии мне очень пригодилась …»
Логические части
1. О Конфуции и его учениях
Актуальное: Ребята, скоро Новый год. Расскажите, как вы будите его отмечать? А с кем? Наверное, со своими родителями, в кругу семьи? А что для вас семья? Как вы думаете, старших уважать необходимо? (Ответы детей)
Историческое: Вы знаете, что в Китае жил мудрец Конфуций, который говорил, что высшая добродетель - это уважение к старшим. Почему он так говорил, мы сейчас узнаем. (Рассказ учителя о рождении и жизни Конфуция, а потом и о самом учении. На доске по ходу рассказа появляются транспаранты с главными изречениями философа: соблюдение давних порядков, главное в семье - это уважение, забота о стариках и т.д.)
Вопрос: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Конфуций и нам что-нибудь рассказал? Как вы думаете, что он сказал бы нам? (Предположения учеников)
Интересное: Заканчивая свое повествование, учитель рассказывает детям об одной традиции Китая - встрече Нового года в кругу семьи и обязательно с пельменями, которые лепят всей семьей. Это давний обычай, который почитают и сегодня.
Интрига: «Итак, я опять вещь. Обо мне говорил весь мир! Я была королевой. За общение со мной знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром. Я привлекала своей красотой всех».
2. Книги Китая
Актуальное: Но приобщаться ко всем традициям в наше время,например, можно с помощью рассказов бабушек и дедушек. В детстве вам наверняка читали книги именно они.
Историческое: Конфуций излагал своим ученикам содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних.( Рассказ учителя по учебнику. По ходу рассказа появляется транспарант бамбук, учитель показывает «бамбуковую книгу» из коврика под горячее)
Вопрос: Так чем же отличаются книги Китая от наших? (Дети отвечают, что книги были бамбуковые)
Интересное: А знаете, ребята, раньше в Китае считались грамотными людьми не только те, кто правильно писал, но и писал красиво.
3. Этикет Китая
Актуальное: Сегодня, когда я зашла в класс, со мной сразу поздоровался…(Учитель называет имя ученика.) Я считаю это хорошей манерой поведения. А какие еще вы знаете правила поведения? (Дети отвечают)
Историческое: И снова мы обращаемся к Конфуцию. (Рассказ учителя по учебнику.)
Вопрос: Расскажите, ребята, какие правила приличия вам запомнились? (Ответы детей)
Интересное: В Китае, например, неприлично смотреть человеку прямо в глаза.
Интрига: «Итак, я продолжаю. Я была бесценна, и меня сопровождало много людей, в случае опасности они готовы были применить оружие. А тем, временем путешествие продолжалось, и я видела много интересного на своем пути. Вы еще не догадались, кто я?» (Предположения учеников)
4. Микромодуль действенного закрепления
Учитель: Ну что же, мы вышли с вами на заключительный этап и давайте сейчас вспомним, что нового сегодня мы узнали на уроке.
4.1. Фронтальный опрос
- Где расположен Китай?
- Какие главные реки там протекают?
- Как звали Китайского мудреца?
- Высшая добродетель – это …
-Книги в Древнем Китае делали из ствола?
4.2. Индивидуальное задание для групп
Назовите главные изречения Конфуция и объясните их.
Дети получают конверты, в которых написаны задания:
- В чем заключалась мудрость Конфуция?
- Как должен был вести себя китаец?
- Почему китайцы считали, что небо покровительствует правителю?
- Чем китайская письменность похожа на египетскую?
5. Раскрытие интриги
Ребята, сейчас я продолжу свои историю и вы наверняка догадаетесь, кто я.
«Итак, я то, что очень любят девочки, я очень красивая вещь и могу украсить вас… Я нахожусь в коконе, сплетенном шелкопрядом. В наше время люди очень ценят шелковые ткани, которые приносят красоту и радость.
Я - шелковый халат.» (Учитель предлагает примерить одному из учеников халат)
6. Подведение итогов урока
Рефлексия
Учитель: Ребята, наше знакомство с Китаем подходит к концу. Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке.
7. Домашнее задание
- Общее задание для всех учеников: параграф 22, вопросы и задания после параграфа.
- Для сильных учеников - составить синквейн по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций».
- Для средних учеников необходимо продолжите перечень «Правила поведения воспитанного китайца».
Воспитанный китаец
а) входя в дом, снимает туфли;
б)……………………………….;
в) ………………………………;
г) ……….……………………….
- Для слабых учеников – ответить на проблемный вопрос - актуально ли учение Конфуция в наше время?