Проектная деятельность как одна из педагогических технологий и средство реализации ФГОС на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Разделы: Музыка, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: ФГОС


При реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения важны новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для достижения результатов освоения программы учащимися основной образовательной программы необходимо использование современных образовательных технологий. Среди них: игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающая, интерактивная, технология развития ассоциативно-образного мышления, проектная.

Остановимся на последней.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Используя её, формируются все виды УУД, добиваясь предметных, метапредметных и личностных результатов.

Проект как способ организации образовательного процесса характеризуют следующие особенности:

  • взаимодействие педагогов и детей между собой;
  • поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей;
  • возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способность, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным;
  • логическая завершенность проекта в целом и различных его частей;
  • предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному усмотрению;
  • наличие конкретного практического результата для каждого этапа.

Проектную технологию можно применять в классно-урочной деятельности и во внеурочной деятельности.

  • Уроки могут полностью состоять из работы над проектом или частично использоваться.
  • Проектные уроки оптимально использовать 1-2 раза в год, ввиду высокой затратности работы над проектом.
  • Иногда проекты с уроков вытекают в серьезные исследования.
  • Примерные темы проектов, которые можно использовать в предметной области музыка: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…», «О подвигах, о доблести, о славе…», «Музыкальный театр: содружество муз», «Музыка и литература в залах картинной галереи», «Музыка в кино» и т.д.

При частичном использовании проектной деятельности на уроке могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися во внеурочной деятельности, но соответствующие темам уроков. Примерные темы проектов: «История гимнов нашей страны», «Рок –это не просто музыка. Рок - это жизнь», «Русская песня – русская душа».

Классификация проектов:

Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности (научно-исследовательская работа по изучению творчества композиторов, деятелей искусства, истории создания инструментов, произведений, жанров, направлений в музыке и т.д.)

Например: «Русская песня – русская душа»

Творческие проекты предполагают максимально свободного и нетрадиционного подхода к выполнению и презентации результатов. Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата (сценарии праздников, музыкальные вечера, музыкально-литературные композиции, концерты, видеофильмы).

Например: Проект «Две звезды», «Музыкальная семья»

Ролевые проекты требуют большой подготовительной работы, но их воспитательный потенциал трудно переоценить (инсценировка детских опер, мюзиклов, музыкальных сказок). Разработка и реализация таких проектов наиболее сложна. Участвуя в проектах, проектанты берут себе роли каких-либо персонажей с целью воссоздания отношений через игровые ситуации.

Например: Инсценировка песни к концерту, посвященному Дню Победы. Проект «Песни, опаленные войной»

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, также, как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры (оформление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями). Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Internet.

Например: Проект «Творчество П.И.Чайковского»

Практико-ориентированные проекты отличают четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников (музыкальная экспозиция, проект музыкального кабинета, презентации к урокам по определенной теме, создание музыкальных кроссвордов, филвордов, физкультминуток в PowerPoint).

Например: викторина по презентации «Творчество П.И.Чайковского»

В нашей Гимназии в ноябре 2018 года прошла неделя искусств. Она была посвящена творчеству композитора П.И.Чайковского. В рамках Недели обучающиеся готовили и представляли информационные проекты по творчеству композитора. Это были индивидуальные проекты. После показа презентаций гимназисты составляли викторины по представленному материалу. В результате получили следующие продукты:

  • Викторина по творчеству П.И.Чайковского
  • Викторина «Угадай мелодию по творчеству П.И.Чайковского»
  • Кроссворд «П.И.Чайковский и его творчество»

Таким образом, информационные проекты переросли в практико-ориентированные коллективные проекты и сыграли роль рефлексии.

Подведем итог

Благодаря использованию метода проектов в образовательной области повышается вероятность формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроке музыки, творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Все это отвечает требованиям ФГОС ООО.

Литература и интернет-источники

  1. Сергеева Г.П. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.
  2. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике/ в 3-х книгах – М.: Классика XXI. 2007.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  4. http://adengo.ru/kaliningrad-436/muzykalnye-i-tancevalnye-shkoly-70/uroki-muzyki-solfedzhio-fortepiano-196366.html
  5. http://sinyavka-shckol.uxp.ru/?page_id=182>