Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру.
К. Гельвеций
Деятельность — единственный путь к знанию.
Бернард Шоу
Предисловие
Станица Вешенская Шолоховского района (место, где я живу и работаю четверть века) обладает богатейшим историко-культурным наследием, способствующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения на традициях донского казачества, воспетого в произведениях великого земляка М.А.Шолохова. Невозможно не включать данный материал на свои уроки. Все годы работы в школе, старалась всегда включать материал регионального характера, понимала важность воспитательного момента.
Воспитательные и развивающие цели уроков, на которых используются произведения М.А.Шолохова, таковы:
- создание условий для культурной идентификации детей школьного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края;
- развитие любознательности к культуре, истории и природе донского края;
- стимулирование познавательного интереса к изучению творчества М.А.Шолохова;
- развитие эмоционально-деятельностной сферы отношений обучающихся в процессе восприятия литературных, изобразительных произведений искусства родного края;
- развитие субъектного опыта обучающихся в художественно-изобразительной, конструктивной, природоохранительной деятельности.
Естественно, в соответствии с темой, дополняются и образовательные цели.
Давно известно, что люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно [2]. Следуя данным статистики, большинство своих уроков строю по принципу великого Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» [3]. Поэтому я не только использую готовые информационные ресурсы, ресурсы, которые разрабатываю самостоятельно или вместе с коллегами, но и предлагаю детям принимать активное участие в разработке различного вида дидактических пособий к урокам.
Среди используемых видов деятельности учащихся, наиболее удачными считаю следующие:
- составление интерактивных задач, кроссвордов и ребусов;
- разработка и выполнение учебных слайдов, схем, таблиц, тестов;
- разработка презентаций по истории математики, по вопросам углубленного изучения математики.
- составление диаграмм, рисунков, графиков.
Все виды работ учащиеся выполняют как в группах, парах, так и индивидуально во внеурочное время. Главная задача заключается в возможности самостоятельного приобретения знаний с помощью информационного пространства, в умении сформулировать, решить проблему и оформить продукт в виде минипроекта (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Для создания графиков и диаграмм в электронных таблицах используется статистический материал из истории и географии нашего района, области, страны. Это позволяет не только осваивать математические знания, знания в области информатики, но и познавать историю нашей Родины.
При создании учебных слайдов, презентаций совместно с детьми разрабатывается схема, обговариваются математические идеи и технические моменты. Консультирование проводится в индивидуальном режиме.
Индивидуальная работа такого плана дает обучающимся определенный потенциал: попробовать себя в различных видах деятельности, формировать универсальные учебные действия в других условиях (вне урока), развивать творческие способности.
Работа над проектами учащихся дает возможность общаться с детьми в неофициальной обстановке, вне урока. Для детей это создание психологического климата между преподавателем и учеником, своего рода практикум общения.
«Деятельность — единственный путь к знанию», – так сказал английский писатель Бернард Шоу [1]. Поэтому привлекая детей к деятельности, мы направляем их на поиск сведений, которые позволят обогатить образовательный уровень ребенка.
Считаю, что включение регионального компонента при организации деятельностного подхода к обучению повышают мотивацию учащихся к изучению не только информатики, но и других предметов.
Предлагаю вашему вниманию краткие заметки с уроков, на которых использовались произведения донского писателя М.А.Шолохова.
5 класс
Тема: «Способы кодирования информации».
Произведение: Шолохов М.А. «Нахаленок».
Задания на закрепление темы
Задание 1. Закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста её номером в алфавите.
Исходный текст: «15 1 5 15 6 2 1 13 12 10 9 3 6 15 10 20 18 16 5 15 10 12 16 3 1 33 3 16 5 1, 3 6 20 6 18 20 33 15 6 20 17 18 16 23 13 1 5 16 11».
Решение: «На дне балки звенит родниковая вода, ветер тянет прохладой»
Задание 2. Декодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста предыдущей буквой в алфавите.
Исходный текст: «Рёсёрёмб впесп рптгйтуьгбяу деё–уп г иёмёопк дфъйоё исёяъйц цмёвпг».
Решение: «Перепела бодро посвистывают где-то в зеленой гущине зреющих хлебов».
Тема: «Ввод и форматирование информации».
Произведение: Шолохов М.А. «Судьба человека».
Практическая работа «Форматируем текст»
1. Откройте документ Судьба человека.doc, содержащий отрывок произведения М.А.Шолохова.
2. Задайте:
- для первой строки – размер шрифта 12 пунктов, тип шрифта Arial, цвет зеленый;
- для второй строки – размер шрифта 16 пунктов, тип шрифта Arial Back цвет красный;
- для остального текста – размер шрифта 14 пунктов, тип шрифта Times New Roman, цвет синий.
3. Измените начертание символов:
- для первой строки – на подчеркнутое;
- для второй строки – полужирное курсивное;
- для остального текста – курсивное.
4. Примените выравнивание:
- для первой строки – по правому краю;
- для второй строки – по центру;
- для остального текста – по ширине.
5. Прочитайте текст. Выделите красным цветом слова, обозначающие числа.
6. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Судьба человека 1.doc.
Текст для практической работы и образец выполнения <Приложение 1>
Тема: «Графический редактор Paint. Копирование фрагмента».
Произведение: Шолохов М.А. «Тихий Дон», книга 4, часть 8, глава XV.
Практическая работа «Копирование фрагмента рисунка»
Шолохов М.А. в своих произведениях часто описывает природу. В романе «Поднятая целина» можно познакомиться с таким пейзажем: «Молодая трава здесь, на подсолнечной стороне лога, была выше и гуще. Пресное дыхание согретого солнцем чернозёма не могло заглушить тончайшего аромата доцветающих степных фиалок. Они росли на прошенной залежи, пробивались между сухими будыльями донника, цветным узором стлались по краям давнишей межи, и даже на кремнистокрепкой целине из прошлогодней, поблекшей травы смотрели на мир их голубые, детски–чистые глаза».
Задание 1. Открыть файл Весна.jpeg <Рисунок 1>
Задание 2. С помощью операции копирования отредактировать рисунок так, чтобы на логу (на поляне) цвели «голубые, по – детски чистые глаза степных фиалок».
Задание 3. Сохранить в своей папке под именем Весна_1.jpeg <Рисунок 2>
Тема: «Создание движущихся изображений».
Произведение: произведения Шолохова по выбору учащегося.
Практическая творческая работа «Создание движущихся изображений»
1. Самостоятельно продумайте сюжет для анимации по произведениям М.А.Шолохова. Дайте ему название.
2. Реализуйте свой проект средствами Paint и PowerPoint.
3. Подготовьте свою работу к защите перед товарищами по классу.
Один из проектов: <Рисунок 3–5>, <Приложение 2>.
6 класс
Тема: «Компьютер и информация. Тексты в памяти компьютера».
Произведение: Шолохов М.А. «Обида».
Из кодированной самостоятельной работы
Задание. Название рассказа М.Шолохова закодировано двоичной последовательностью в системе Windows. Декодируйте название рассказа.
Подсказка. Текст из произведения «Х» М.Шолохова: «…Перед покровом Степан, падая от истощения, пригнал быков на свой участок земли, запряг их в плуг, в муке скаля зубы, кусая синюю кайму зачерствелых губ, молча взялся за чапиги. Четыре десятины пахал неделю. Кривые и страшные выложились борозды, мелкие, с коричневыми шмотками огрехов, словно не лемехи резали затравевшую пашню, а чьи-то скрюченные, слабые пальцы...».
Исходный текст: 11001110 11000001 11001000 11000100 11000000.
Ответ: Обида.
Тема: «Изображения в памяти компьютера».
Произведение: Произведения Шолохова по выбору учащегося.
Творческий проект учащихся.
Создать рисунок в графическом редакторе «Герои шолоховских произведений»
Рисунки учащихся: <Рисунок 6–8>
7 класс
Тема: «Информационное моделирование. Словесные информационные модели».
Произведения: Шолохов М.А. «Судьба человека», «Нахаленок», «Федотка».
Фрагмент урока. Викторина «Узнай героев шолоховских произведений».
В отрывках произведений М.Шолохова представлена словестная информационная модель. Кто этот герой?
1. "…Он смотрел узенькими щелками глаз, румяный рот его расползался в широчайшей, неудержимой улыбке: Там где некогда у него была щербатина, – торчали два широких, иссиня-белых зуба, еще не выросших в полную меру и с трогательными зубчиками по краям». (Федотка, «Федотка»)
2. «Большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька: с рыжими усами». (Отец Нахаленка, «Нахаленок»)
3. «Собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника: Щеки точно воробьиное яйцо исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош глазками. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда». (Нахаленок, «Нахаленок»)
4. «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя!». (Ванюшка, «Судьба человека»)
Тема: «Информационное моделирование».
Произведения: Шолохов М.А. «Испытание», «Три», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Жеребенок». «Судьба человека», «Родинка», «Шибалково семя», «Нахаленок», «Лазоревая степь», «Обида», «Федотка», «Чужая кровь». «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину».
Домашняя исследовательская практическая работа «Схемы, графы и деревья»
Задание. Составьте граф «Наследие М.А.Шолохова» с помощью графического редактора Paint и текстового процессора MS WORD.
Подсказка. Ранние рассказы, донские рассказы, романы, очерки, статьи, письма.
Решение:
Ранние рассказы М.Шолохова: «Испытание», «Три», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Жеребенок».
Донские рассказы М.Шолохова: «Судьба человека», «Родинка», «Шибалково семя», «Нахаленок», «Лазоревая степь», «Обида», «Федотка», «Чужая кровь».
Романы М.А.Шолохова: «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину».
Очерки
Работа группы учащихся 7 класса: <Рисунок 9>
Тема: «Алгоритмика. Исполнитель Чертежник. Линейный алгоритм».
Произведения: Шолохов М.А. «Жеребенок».
Практическая работа «Исполнитель Чертежник. Линейные программы»
1. Как называется рассказ М.Шолохова? По заданным точкам написать программу построения рисунка в программе ABCPascal для исполнителя Чертежник, и вы увидите подсказку для ответа на вопрос.
а) (17; 6), (18; 5), (20; 5), (22; 3), (23; 2), (23; 3), (22; 3), (22; 4), (20; 6), (23; 4), (24; 5),
(24; 4), (23; 4), (23; 5), (20; 7), (19; 7), (19; 9), (19; 9),(27;9), (23; 10), (26; 10), (24; 10),
(24; 11), (26; 11), (24; 12); b) (9; 7); с) (6; 5); (6; 3), (7; 3), (7; 2), (6; 3), (5; 5), (7; 7),
(4; 6), (4; 4), (5; 4), (5; 3),(4;4); (3; 6), (6; 8), (6; 10), (5; 11), (4; 11), (2; 10), (1; 11),
(2; 13), (2; 14), (3; 15), (3, 16); (4; 16), (5; 15), (6; 15), (7; 15), (6; 14), (8; 14), (7; 13),
(9; 13), (8; 12), (10; 11), (12; 10), (17; 11), (18, 11); (21; 10), (24; 12).
d) (3; 13)
2. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Чертежник_1.doc.
Результат работы группы учащихся. Скриншот экрана: <Рисунок 10>
8 класс
Тема: «Человек и информация. Измерение информации».
Произведения: Шолохов М.А. «Поднятая целина». Книга первая. Глава I.
Домашнее задание. Измерить информационный объем представленного текста из романа М.А.Шолохова «Поднятая целина». <Приложение 3>.
Решение: Количество символов в 1 строке – 56
Количество строк – 16
Информационный объем – 56167168 бит
Ответ: 7168 бит.
Тема: «Текстовая информация и компьютер».
Произведения: Шолохов М.А. Поднятая целина. Книга первая. Глава ХIV.
Практическая работа «Создание гиперссылки в текстовом редакторе»
Задание 1. Откройте папку Целина/файл Февраль. В тексте к выделенным словам создайте гиперссылки на файлы, в которых будет объяснено значение данных слов.
Для этого:
1.Установите курсор на выделенное слово. |
|
2.Откройте контекстное меню, выберите Гиперссылка |
|
3.В окне Вставка гиперссылки выберите Связать с файлом. Установите курсор на нужный файл. |
|
4.Проверьте работу гиперссылок. |
|
5.Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Февраль_1 |
|
Текст, материалы для практической работы. Образец выполненной работы.<Приложение 4>
Тема: «Графическая информация и компьютер. Работа с графическим редактором растрового типа».
Произведения: Шолохов М.А. Судьба человека.
Творческое задание. Нарисовать (или срисовать) иллюстрацию к одному из текстов произведения М.А.Шолохова «Судьба человека».
1. «Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны».
2. «От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли».
3. «Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень».
4. «…из–за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе…».
Рисунки учащихся (использованы иллюстрации книги «Судьба человека»): <Рисунок 11–13>
Тема: «Технология мультимедиа. Компьютерные презентации».
Произведения: Материалы и произведения Шолохова по выбору учащегося.
Итоговый проект по теме «Технология мультимедиа. Компьютерные презентации».
Создать презентацию по темам: «Герои произведений Шолохова», «Шолохов», «Шолоховский край», «Произведения Шолохова» и т. п.
Скрин проекта учащейся: <Приложение 5>
9 класс
Тема: «Создание базы данных».
Практическая работа «Создание и редактирование таблицы базы данных»
Задание. Спроецировать и создать структуру базы данных «Произведения М.А.Шолохова», в которой можно хранить информацию о литературных произведениях Шолохова. Создать форму для заполнения этой базы данных и ввести сведения из кейса _Произведения Шолохова.
Материал кейса «Произведения Шолохова». <Приложение 6>
10 класс
Тема: «Информационное моделирование. Схемы. Деревья. Графы».
Домашняя групповая исследовательская практическая работа «Схемы, графы и деревья»
Задание. Составьте родословную М.А.Шолохова с помощью графа в текстовом процессоре MS WORD.
Работа учащегося. <Рисунок 13>
11 класс
Тема: «Поиск информации в сети Интернет».
Практическая работа «Поиск литературных произведений в сети Интернет»
Задание 1. Освоить приём поиска и скачивания файлов через WWW.
Для этого, используя поисковые машины google.ru, yandex.ru. rambler.ru, aport.ru:
- Найти один из рассказов М.А.Шолохова. Сохранить файл в своей папке под именем Рассказ_Шолохов.
- Найдите краткие ответы на вопросы и заполните следующую таблицу:
Вопрос |
Ответ |
Адрес страницы, на которой получен ответ |
В каком году и за что М.А.Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе |
|
|
«Возьмите, какой чудовищной жизненной хваткой отличается Шолохов. Можно прямо сказать, что, когда его читаешь, испытываешь настоящую творческую зависть, желание многое украсть – настолько это хорошо. Видишь, что это по-настоящему здорово, неповторимо». Кто так сказал о М.А.Шолохове? |
|
|
Какой наградой был награжден М.Шолохов за роман "Тихий Дон"? |
|
|
В какой газете были напечатаны первые фельетоны М.А.Шолохова? В каком году? |
|
|
Где и в каком году опубликован рассказ «Наука ненависти»? |
|
|
В 1926 году издательство «Новая Москва» выпустило второй сборник рассказов Шолохова, в который вошли двенадцать рассказов, не входивших в первый сборник. Как он назывался? |
|
|
Благодаря кому и в какое время в печати появилась первая часть романа «Тихий Дон» |
|
|
В каком году и за что М.А.Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе |
|
|
«Возьмите, какой чудовищной жизненной хваткой отличается Шолохов. Можно прямо сказать, что, когда его читаешь, испытываешь настоящую творческую зависть, желание многое украсть – настолько это хорошо. Видишь, что это по-настоящему здорово, неповторимо». Кто так сказал о М.А.Шолохове? |
|
|
Какой наградой был награжден М.Шолохов за роман "Тихий Дон"? |
|
|
Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Поиск.
Образец выполненной работы. <Приложение 7>
Тема: «Обработка звуковой информации».
Произведения: Шолохов М.А. Поднятая целина. Книга первая. Глава ХIХ.
Практическая работа «Обработка звуковой информации»
Требования к оборудованию и ПО: наушники, звуковые файлы для учащихся, звуковой редактор Audacity.
Ход работы:
1. Запустите звуковой редактор Audacity.
2. Установите в качестве входного устройства Микрофон, а также уровень входного сигнала 0,7. Нажмите кнопку Запись. По окончании нажмите кнопку Стоп.
Текст для записи:
Тишина…
И только на зорьке, когда с севера, из-под тучи, овевая снег холодными крылами, прилетит московский ветер, зазвучат в Гремячем Логу утренние голоса жизни: зашуршат в левадах голые ветви тополей, зачиргикают, перекликаясь, зазимовавшие возле хутора, кормившиеся ночью на гумнах куропатки. Они улетят дневать в заросли краснобыла, на песчаные склоны Яров, оставив возле мякинников на снегу вышитую крестиками лучевую россыпь следов, накопы соломы. Замычат телята, требуя доступа к матерям, яростней вскличутся обобществленные кочета, потянет над хутором терпко-горьким кизяшным дымком.
Из романа «Поднятая целина»
3. Очистить шум. Для этого воспользуйтесь памятками «Удаление шума» и «Усиление сигнала». Сохраните этот файл в личной папке с именем 11.
4. Вырезать фрагмент аудио из файла для фоновой музыки. Учесть время на проигрывание предыдущих сцен.
5. Совмещение аудиодорожек. Совместить записанные слова и музыку. Записать единый wav - файл. Сохраните этот файл в личной папке с именем 12.
6. Сделайте плавное нарастание громкости в начале и плавное затухание громкости в конце аудиозаписи. Время нарастания и затухания громкости – 3 сек. Сохраните аудиозапись как проект Audacity в личной папке с именем 13.
7. Сделайте запись с микрофона. Вначале трека вставьте телефонный звонок. Сохраните этот файл в личной папке с именем 14.
Творческое задание. Придумайте и запишите рекламный ролик не менее, чем на 2 минуты. Сохраните этот файл в личной папке с именем 15.
Заключение
В настоящее время модернизация образования современной школы очень актуальна, в том числе и одно из направлений – «регионализация содержания образовательных дисциплин, ставящая своей задачей максимальную адаптацию и социализацию личности учащихся в регионе своего проживания» [4]. В этом плане информатика, как школьный предмет, должна играть роль интегрирующего фактора. Методику использования регионального компонента в информатике, конечно, нельзя сравнить с историей или литературой, где региональный компонент используется давно, но его использование способствует развитию чувств любви к родному краю, стремление к познавательной деятельности, связанной с прошлым и настоящим своей малой Родины, что является важной задачей школы.
Данные краткие заметки к урокам позволят создать эффективную систему взаимодействия учителя по формированию ценностно-ориентированного отношения к историко – культурному наследию донского края на примере жизни и творчества М.А.Шолохова на уроках информатики.
ЛИТЕРАТУРА
- http://worldofaphorism.ru/avtory/bernard-shou
- http://www.elitarium.ru/zakonomernosti_zapominanija_povtorenija/
- https://socratify.net/quotes/konfutsii
- https://clck.ru/HCTM4