Ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов в 2012 г. задала направление на инклюзивное образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2013 г., определил возможные формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Специальная (коррекционная) школа является одним из ресурсов для организации инклюзивного образования.
Современное общество предъявляет к системе коррекционного образования и воспитания серьезные требования. При их реализации необходимо учитывать особенности обучающихся с нарушениями интеллекта: узость их социальных контактов, недостаточные коммуникативные умения и навыки, слабое овладение навыками самообслуживания, неумение преодолевать трудности самостоятельной жизни после окончания школы. Общепризнанным является парадигма о ведущей роли общения с другими людьми для полноценного обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта [2]. Важной задачей любого ОУ является разностороннее развитие каждого ребенка и его успешная адаптация в обществе. Развивающий эффект любого обучения и воспитания зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения с другими людьми не только в стенах школы, но и в социуме.
Идея поиска оптимальных условий развития личности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием стала одной из главных задач учебно-воспитательного процесса нашего образовательного учреждения. Для решения этой задачи и удовлетворения запросов детей и их родителей педагогический коллектив направил свою деятельность на привлечение социальных партнеров разного уровня на основе соблюдения взаимных интересов всех участников образовательного процесса. Социальное партнерство позволяет расширить сферу жизнедеятельности обучающихся, создавать ситуации для формирования их коммуникативных навыков и укреплять педагогическое воздействие на ребенка не только со стороны специалистов школы, но и других социальных институтов [3]. Мы убеждены, что эффективное решение стоящих перед современной школой задач невозможно без консолидированного участия общества.
Целью работы по данному направлению является организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих социальную адаптацию личности каждого обучающегося, посредством открытости школы через расширение социальных связей с партнёрами. Для достижения данной цели были определены следующие задачи: создание системы взаимодействия субъектов ОУ с социальными партнёрами различного уровня – это родители, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения дополнительного образования, социальные службы, культурные центры, общественные организации, производственные учреждения; интеграция детей с ОВЗ в социум средствами дополнительного образования и профессионально-трудовой подготовки; обеспечение необходимых ресурсов для формирования базовых национальных ценностей у обучающихся с умственной отсталостью.
Педагогический коллектив Мончегорской коррекционной школы работает над тем, чтобы воспитать у детей: чувство ответственности за будущее своей малой Родины и страны; приучать беречь уникальную русскую природу; показать исторические корни русского характера; семью, как источник духовности; сформировать осознанное отношение и принятие общечеловеческих ценностей; уважительное отношение к людям старшего поколения и своим сверстникам.
Для привлечения социальных партнеров и работы с ними используются шесть основных направлений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1. Воспитание патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека. На общешкольные мероприятия часто приглашаются действующие офицеры РФ, участники боевых действий в горячих точках, ветераны войны, труженики тыла, дети войны. Ребята с интересом слушают рассказы гостей об их героическом прошлом. В день памяти обучающиеся возлагают цветы к монументу погибших на воинском захоронении г. Мончегорска. В работе по уважению прав и обязанностей человека мы тесно взаимодействуем с представителями правоохранительных органов (ПДН, КДН, полиция). Инспекторы проводят тематические беседы, организуют профилактические индивидуальные консультации для детей, родителей и педагогов.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Обучающиеся школы часто выступают с праздничными программами перед клиентами геронтологического отделения граждан пожилого возраста и инвалидов с группой дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН». Для них звучат песни, стихи в исполнении педагогов, девчонок и мальчишек школы. Подготавливаются не только концертные номера, но и сувениры. Сотрудничество по вопросу организации культурно-массовых и досуговых мероприятий для клиентов и обучающихся направлено на создание условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального развития личности клиентов ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН» и обучающихся ГОБОУ Мончегорская коррекционная школа. Школа является постоянным участником акции «Сердце подарю ближнему». Ежегодно мы поздравляем ветеранов войны, тружеников тыла с Днем Победы на дому. Такие совместные мероприятия стали доброй традицией.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни. Между клиентами отделения дневного пребывания молодых инвалидов ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН» и обучающимися ГОБОУ Мончегорская КШ проводятся взаимные мастер-классы и на базе школы, и в центре дневного пребывания молодых инвалидов. Мною для воспитанников отделения помощи семье и детям, отделения дневного пребывания молодых инвалидов Мончегорского КСЦОН, обучающихся ГОБОУ Мончегорская КШ в Центральной городской библиотеке был организован мастер-класс «Объемные открытки» в рамках проекта «Универсальная территория», победителя конкурса социальных инициатив благотворительной программы «Мир новых возможностей» ПАО «ГМК «Норильский никель». Также в творческом мероприятии участвовали обучающиеся Мончегорского политехнического колледжа и учащиеся СОШ № 1 имени А.Ваганова. Для знакомства с миром профессий с детьми организуются экскурсии на предприятия города. В целях профориентации между ГОБОУ Мончегорская КШ и ГАПОУ МО «Мурманским индустриальным колледжем» заключено соглашение. Представители колледжа, мастера производственного обучения приезжают с лекциями, проводится целенаправленная работа по повышению мотивации выпускников к осознанному выбору профессии. В рамках совместной деятельности мы сотрудничаем с ГАПОУ МО «Мончегорским политехническим колледжем». Студенты рабочих специальностей приезжают к нам с мастер-классами. Проводятся совместные мероприятия, организованные на разных площадках. Ребята принимают активное участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества разного уровня, занимают призовые места. С целью приобщения детей к художественным традициям представителями женского клуба по развитию народных и художественных ремесел в школе был организован мастер-класс «Кукла-оберег».
4. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Реализация данного направления происходит посредством взаимодействия с городским управлением культуры, физкультуры и спорта, медицинскими учреждениями, учреждениями города. Так в рамках акции «Школа – территория здоровья» медицинская сестра детской поликлиники МЦРБ проводит лектории с обучающимися школы. С целью безопасного поведения организуются встречи с госинспектором ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Мурманской области". Детям разъясняются правила поведения в опасный период, основные правила оказания первой помощи при необходимости, демонстрируются фильмы о соблюдении правил безопасности, вручаются памятки. Традиционным стало мероприятие «Веселые старты» с элементами ПДД, направленное на формирование у детей культуры поведения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах г. Мончегорска, воспитание законопослушных участников дорожного движения, в целях профилактики детского травматизма на дорогах. В жюри приглашаются инспекторы ГИБДД. С целью приобщения детей к здоровому образу жизни, спорту обучающиеся ГОБОУ Мончегорска КШ принимают активное участие в городских и областных спортивных соревнованиях по легкой атлетике, лыжным гонкам, боулингу. Учебное заведение поддерживает тесное сотрудничество со спортивными организациями. Так на спортивно-оздоровительные праздники приглашаются студенты Северного колледжа физической культуры и спорта. В рамках реализации проекта "Спортленд" ребята принимали участие в спортивном празднике "Мой веселый звонкий мяч". В школе традиционно проходит городской спортивный праздник по адаптивной физкультуре "Физкультура - Ура!", в котором принимают участие команды МБОУ ОШ № 14, МБОУ СОШ № 1 и наша команда. На празднике всегда царит атмосфера сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания.
5. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. В ГОБОУ Мончегорская КШ была организована передвижная выставка музея цветного камня "Недра Кольского края". Выставка создана благодаря победе проекта Мончегорского музея цветного камня в конкурсе грантов благотворительной программы "Мир новых возможностей", курируемой ОАО ГМК "Норильский никель" и познакомила с подземными богатствами нашей области. Для обучающихся она послужила замечательным наглядным пособием при изучении географии, истории нашего края, нашей страны. В рамках Всероссийского экологического субботника Зеленой России "Страна моей мечты" в школе был организован и проведен субботник по уборке территории школы. Во время акции "Чистый берег, чистая поляна" ребята приводят в порядок берег озера Лумболки. Проводятся пешие походы, прогулки по городу и его окрестностям. Наша школа ежегодно принимает участие во Всероссийской экологической акции «Сделаем вместе!», проводимой в рамках федерального партийного проекта "Экология России" ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В рамках этого мероприятия мы провели акции: по сбору макулатуры, под названием «Бумажный бум», по сбору использованных батареек, а также провели «экологический квест». Нашими гостями были Генеральный директор акционерного общества «Мончегорск – водоканал», руководитель местного отделения партии «Единая Россия» А.В.Рудаков. Хочется отметить, что в 2017 г. ГОБОУ Мончегорская КШ стала победителем регионального этапа конкурса "Лучшее образовательное учреждение - участник акции», обучающаяся 11 класса - победителем регионального этапа конкурса "Эколидер" и выиграла путёвку во всероссийский лагерь «Артек», а в 2018 г. обучающийся 10 класса – лауреат регионального этапа акции во всероссийском конкурсе «Эколидер», проводимого в рамках Всероссийской Акции «Вода и здоровье».
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному. Сотрудники музея истории г. Мончегорска всегда с радостью встречают нас. Ребята с огромным удовольствием посещают выставки и мероприятия. Обучающиеся, педагоги и родители ГОБОУ Мончегорская КШ ежегодно участвуют в семейном спортивно-этническом празднике "КоампальЫйй" (Полярная ночь). Ребята участвуют в различных саамских играх, проверяя свою ловкость, меткость, силу. А также знакомятся с культурой и обычаями саамского народа. Были посещены выставки, а также экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне. Перед Новым Годом сотрудниками музея для обучающихся был проведён мастер – класс по изготовлению новогодних поделок. Сотрудниками музея истории города была организована экскурсия по памятным местам г. Мончегорска. В этом году обучающиеся школы стали частыми гостями в МБУ ДО ДМШ им.М.М.Сакадынца. Ребята посетили концерты «Времена года», «Защитники Отечества». Коллектив авторского клуба "Пять углов" г. Мурманска с концертной программой, посвященной памяти В.С.Высоцкого стал ежегодным гостем в школе. Тесное сотрудничество ведется с МБУК МЦБС (Центральной детской библиотекой и Центральной городской библиотекой). Библиотекари приглашают детей на книжные выставки, организуют викторины и конкурсы.
Результатом эффективности взаимодействия школы с социальными партнёрами стали следующие показатели: адаптация детей-инвалидов и детей с интеллектуальным недоразвитием в детских коллективах (они легко вступают в контакт, что свидетельствует о формировании социально-значимых качеств); стремление и желание детей идти в школу (со слов родителей, законных представителей); формирование жизненно-необходимых навыков и развитие личностных качеств детей (они пользуются общественным транспортом, делают элементарные покупки в магазине, заботятся о младших, слабых и т.д.); доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива, поддержка многих начинаний, предлагаемых в школе.
«Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости», – писал норвежский драматург Генрик Ибсен. По нашему мнению, выпускник коррекционной школы – это юноша или девушка, подготовленные к самостоятельной жизни в обществе. Для осуществления этой цели перед педагогами встают задачи проектирования новой образовательной и культурной среды, адекватной современным потребностям детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому нужна дальнейшая разработка гибкого средового подхода, ориентированного на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений [1].
Список литературы
1. Леснянская Л.А. Образовательная среда как фактор социализации: 2012. - № 5(46). - С.51-57.
2. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Омск. - 2004. - 185 c.
3. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и практика: Учеб. для вузов. – М.: Экзамен. - 2001. – 448 с.