Открытый урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение, Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении;
  • совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание эстетического вкуса;
  • вызвать у обучающихся интерес к теме урока;
  • помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
  • воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Запись на доске:
    - тема урока;
    - стихотворный текст для анализа;
    - дополнительное задание.
  2.  Карточки с образцами заданий и правильными ответами.
  3. Презентация

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  • Устный и письменный.
  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

I. Организационный  этап

II. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске и на слайде). 5 мин

Слайд № 1

- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Выразительное чтение эпиграфа учащимся.

- Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая –«тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.

- Запись эпиграфа в тетрадях.

- Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

(С доброты человек начинается)

Задание к эпиграфу

- Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.

(1-е предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным)

(2-е предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

III. Сообщение темы урока и постановка целей. 2 мин

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Слайд №2 и №3

- Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.

IV. Актуализация  имеющихся знаний. 5 мин

1) Какое предложение называется бессоюзным?

 (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2) Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

Слайд №4

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, времени, дополнение, противопоставление)

V. Объяснение нового материала. 10мин

3) Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

Слайд № 5-8

VI. Первичное закрепление. 7 мин

Слайд № 9-11

Физминутка (видеоролик о добре) 2 мин

VII. Работа в разноуровневых группах. 5мин

Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.

  1. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  2. Желаешь себе добра – не делай зла другому.
  3. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  2. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  3. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  4. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

 Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  2. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  3. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
  4. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  5. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  6. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

VIII. Проверка самостоятельной работы. 5 мин

Слайд № 12-15

Первый уровень.

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

(это сложносочиненное предложение)

Второй уровень

2. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [  ]: [пояснение]. (вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз, а именно)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [   ]: [причина].(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

Третий уровень

1. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

[ ] - [сравнение].

(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)

2. Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].

(первая часть содержит условие)

3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.

[условие] – [ ].

(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)

4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. . [   ]-  [противопоставление].

(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

IX. Отработка задания 3 ОГЭ и задание 3 (говорение). 5 мин

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Слайд № 16

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой или глупый.

1 2 3 4 5 6 8 9

X. Подведение итогов урока. Слайд №17. 3 мин

1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?

- Обратите внимание на эпиграф.

- Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

XI. Рефлексия учебной деятельности. Слайд № 18. 2 мин

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось...,
  • Мне было трудно, когда...

XII. Домашнее задание

Задание на выбор

1. Задание. Упр. 169.

2. Задание. Напишите сочинение на тему «Добрый человек в моем понимании».

Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.

1. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

2. Желаешь себе добра – не делай зла другому.

3. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

5. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

8. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

9. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

10. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

11. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.

12. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

13. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

14. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.