Тема урока: «Работа над штрихами в русской народной песне на заключительном этапе». Обработка Аз.Иванова «Я на горку шла»

Разделы: Дополнительное образование

Класс: 5


Цель урока: закрепление представлений обучающейся об основных видах штрихов, используемых в народной обработке.

Задачи урока:

  • обучающие: выработать навыки исполнения различных штрихов;
  • развивающие: развивать музыкальные и творческие способности, воображение, внимание, память.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход урока

«Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно – смыслового содержания музыкального произведения».

Ф.Липс предлагает такую формулировку: «Штрих – обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

Артикуляция (от латинского articulо – расчленяю, членораздельно произношу) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов).

В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей.

Работа над техникой исполнения

Этот этап работы состоит из проигрывания пьесы и ее отдельных мест с точным соблюдением штрихов. Проигрывание  пьес без учета соотношения длительности и штриха вреден и не допустим.

  • Внимания учащегося в этот период сосредотачивается на каждом отдельно звуке или аккорде при безостановочной игре и точном соблюдении указанных длительностей нот с тем, чтобы исполнить каждый звук или аккорд четко по длительности и характеру звучания. Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой.
  • Все начальные проигрывания осуществлять без ошибок, срывов и остановок, в медленном темпе. Медленный темп необходим для слухового освоения произведения, т.к. ошибки и срывы появляются часто в связи с тем, что многие элементы текста, в особенности аккорды, в начале лежат в не слухового восприятия учащегося и только в дальнейшем усваиваются слухом. Следует помнить, что в принципе быстрые темпы являются преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание этого обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным ускорениям приводят к сумбурной игре и нарушают процесс нормального роста исполнителя;

Во время исполнения трудные места следует выделить, и в работе обратить на них большое внимание. Соединение двух отрывков с различными штрихами может начаться с того момента, когда два рядом стоящих отрывка разучены безупречно. Ученице сложнее играть вариации штрихом legato? А затем следующую staccato уже легче ,при соединении этих предложений меняется темп, что не соответствует характеру пьесы. Главная особенность этого штриха заключается не только в соединении звуков без каких – либо «зазоров» между ними, но и в некоторой мере наслоении каждого из последующих звуков на предыдущий в предельно мягком характере атаки каждого звука.

Заканчивается этот этап работы исполнением всего произведения в медленном темпе, без ошибок и остановок; чувство утомления и трудности будет сигнализировать о том, что работа на данном этапе еще не закончена.

Основные элементы художественного исполнения:

  • а) Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических оттенков;
  • б) точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и замедления темпов, т.е. агогических оттенков;
  • в) выразительное исполнение музыкальных произведений, членение его на небольшие, осмысленные части (фразы), т.е. фразировка. Фразировка содействует ясной передачи содержания музыки.
  • г) штриховая чёткость, которая работает на образ всего произведения.

В завершение урока ученица сыграла всю пьесу с элементами художественного исполнения.